татьяна кошелева
План по самообразованию воспитателя первой младшей группы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» 62.
План профессионального самообразования воспитателя 1 младшей группы Кошелевой Т. Н.
Тема : ''Активизация словаря детей раннего возраста (2-3 лет).
Сроки реализации: работа начата в сентябре 2020 года, планируется закончить в мае 2021 г.
Цель:
Публикация «План по самообразованию воспитателя первой младшей группы» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;
- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям.
Задачи:
- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);
- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;
- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.)
Актуальность темы:
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку - одна из главных.
Словарь дошкольника на третьем году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Форма самообразования : индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ и р-на;
- посещение педсоветов, семинаров.
- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
- совместная работа с родителями.
- подбор методических пособий и дидактических игр по теме.
Практический выход: семинар – практикум.
Отчет о проделанной работе:
- сообщение на педсовете;
- презентации по лексическим темам: «Зима, зимние забавы», «Домашние животные».
План работы по теме (на один учебный год) :
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2004.
Работа с детьми Сентябрь Картотека игр по речевому развитию для детей раннего возраста.
Октябрь Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т. д.
Ноябрь Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.
Январь Дидактические игры с применением картинок: «Зимние забавы», «Покажи правильно» и т. д.
Февраль Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы.
Март-апрель Использование мнемотаблиц в ходе ОД
Работа с семьёй Октябрь Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи детей раннего возраста. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».
Ноябрь Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!» Папка-передвижка.
Январь Консультация «Учим ребёнка общаться».
Февраль Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». Театрализованный показ «Наши любимые сказки».
Март Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 2- 3лет. Памятки для родителей.
Апрель Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя.
Показ сказки ''Репка''.
Самореализация Октябрь ОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки». Открытый просмотр НОД в первой младшей группе.
Январь Сообщение на педсовете по теме: «Активизация речи детей 2-3 лет». Выступление на педсовете ДОУ.
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.