Елена Железкина
План по самообразованию «Уроки ораторского мастерства в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Медновский детский сад «Родничок»
План по самообразованию
«Уроки ораторского мастерства в старшем дошкольном возрасте»
на 2022-2023 уч. г.
Воспитатель: Железкина Е. В.
Красноречие - это искусство говорить так,
чтобы те, к кому мы обращаемся,
слушали не только без труда, но и с удовольствием,
чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием,
хотели глубже в нее вникнуть.
Паскаль
Публикация «План по самообразованию „Уроки ораторского мастерства в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Что же такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.
Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.
Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.
Актуальность:
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обусловливает актуальность данной темы.
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребностей в пользовании языком. Дети комфортно должны чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы легко вступать в диалог,
с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, быть внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, владеть невербальными средствами общения, - одним словом, быть добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие культуры речевого общения у детей среднего дошкольного возраста будет эффективно развиваться при использовании в развитие речи элементов риторики и речевого этикета.
Цель: Создание условий для развития культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством элементов риторики.
Задачи:
Образовательные:
1. Выявление и развитие речевых способностей детей;
2. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;
3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи;
4. Помочь детям усвоить формулы речевого общения.
Развивающие:
1. Развивать монологическую форму речи;
2. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание;
3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;
5. Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.
Воспитательные:
1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
Ожидаемые результаты:
1. Познать природу живого слова;
2. Преодолеть застенчивость;
3. Развивает уверенность в себе;
4. Научиться общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Открыть секреты выразительной и грамотной речи;
6. Освоить формулы речевого этикета.
Перспективный план
Сроки Содержание работы Практический выход
В течение года Изучение литературы по данной теме
1. Баландина Л. А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г
2. Богуславская М. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.
3. Дурова А. В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М. ,2000.
Октябрь Курсы ПК «Уроки ораторского мастерства в детском саду»
Автор: Сидоркина В. А. Удостоверение о прохождении курсов
В течение года Интенсив Ткаченко Т. А. «Звукопроизношение»
Вебинар Жукова О. С.
«Учимся играя»
Лекция Жукова О. С.
«Развиваем речь играя»
Конкурс лэпбуков «Развиваем речь дошкольников» Освоение и изучение новых методик, применение их на практике.
Февраль Выступление на педчасе «Развитие связной речи»
Перспективный план работы с детьми
Сроки Форма работы Форма отчёта
Октябрь «Игры на развитие артикуляционного аппарата»
«Упражнения для развития речевого дыхания».
Картотека «Весёлая артикуляционная гимнастика»
Игра-бродилка «Артикуляционная гимнастика»
Тренажёры для развиия речевого дыхания
Картотека «Говорим на одном дыхании»
Ноябрь «Игры на развитие силы голоса»
«Игры на развитие темпа и ритма речи» Создание атрибутов для игр
Декабрь «Игры на развитие дикции»
«Нейропсихологические упражнения» Картотека скороговорок и чистоговорок
Альбом «Дружные ручки»
Январь «Пальчиковые игры»
«Игры на развитие грамматического строя речи».
Картотека «Послушные пальчики»
Д/И «Без чего», «Поварята»
Февраль «Игры на описания предмета»
«Техника речи».
Д/И «Узнай друга»
Игра: «Давай играть вместе!»
(развитие потребности в общении со сверстниками
Март «Игры на развитие связной речи»
«Мы в слова играем — вместе дружно сочиняем»
Лэпбук «Связная речь»
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?»
Апрель «Сторителлинг» Кубики для сторителлинга
Май Самоанализ плана самообразования. Повторение с детьми изученного материала по теме.
Перспективный план работы с родителями
Сроки Форма работы
Октябрь Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика»
Декабрь Консультация для родителей:
«Проведение домашних игр для развития речи детей».
Январь Консультация для родителей:
«Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук».
Февраль Консультация для родителей: «Правила речевого этикета детей»
Март Консультация для родителей:
«Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».
Апрель Выступление на родительском собрании: «Значение логоритмики в развитии речи детей»