Зеленина Кристина
Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию учителя-логопеда на тему «Нетрадиционные ме-тоды работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей с ОНР»
1. Актуальность, цели, задачи.
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознан-ным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы.
Публикация «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей с ОНР» размещена в разделах
Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
В связи увеличением числа детей, страдающих речевыми нарушениями на сегодняшний день, актуален поиск новых форм, методов и приемов коррекционной работы. В данном случае актуальность проявляется в выборе системного и комплексного подхода при коррекции речевого, психического и соматического развития ребенка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить ра-боты таких авторов как Е. А. Пожиленко, В. В. Коноваленко, М. И. Чистякова, М. А. Поваляева и др.
Специфика нетрадиционных методов направлена на : развитие ребенка и процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает в себя коррекционную работу, которая направлена на исправление либо ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, которая направлена на раскрытие возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня развития.
Цель: Осуществление коррекционно-логопедической работы с приме-нением нетрадиционных методов.
Задачи:
• Изучить литературу по теме самообразования.
• Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
• Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
2. Перспективный план по самообразованию.
Логопедические и коррекционно-обучающие задачи:
• Изучить методическую литературу по теме с целью обобщения опыта ра-боты, разработки консультаций для воспитателей и родителей.
• Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
• Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с по-мощью игр и специальных упражнений.
• Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня мини-мальной достаточности для постановки звуков.
• Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематиче-ских тренировок.
• Формирование произносительных умений и навыков.
№
п/п Планируемая работа Сроки прове-дения
1 Изучение новинок логопедической литературы В течение года
2 Изучать опыт работы логопедов через интернет-ресурсы. В течение года
3 Распространение опыта работы : добавление разрабо-ток на личную страницу сайта. В течение года
4 Санитарно- гигиенические аспекты примене-ния нетрадиционных методов с детьми с ОНР. Сентябрь
5 Подготовить буклет по теме: «Нетрадиционные мето-ды работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников» Октябрь
6 Подготовить материал к проведению мастер-класса для учителей-логопедов города по те-ме: «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе» Октябрь
7 Психолого-педагогические основы использова-ния нетрадиционных методов в ДОУ Ноябрь
8 Разработать перспективный план на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в кор-рекции речи воспитанников. Декабрь
9 Подготовить фотоматериал: «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала» Январь
10 Участие в конкурсе «Лучшие разработ-ки коррекционных занятий по логопедии». Февраль
11 Подготовить конспект индивидуального коррекци-онного занятия с воспитанниками ФФН с использо-ванием нетрадиционных методов. Февраль
12 Систематизировать практический материал по дан-ной проблеме. Март
13 Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно-логопедической работе. Апрель
14 Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных методов в помощь логопеду. Апрель
15 Подготовить теоретический материал по теме само-образования. Май
16 Разработать памятку для родителей по использованию нетрадиционных методов в домашних условиях Май
17 Подготовить отчет Май