Алина Шорова
План по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
План по самообразованию
Тема: «Эко-знайки» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.
Индивидуальная тема самообразования : «Экологическое воспитание дошкольников»
Публикация «План по самообразованию по теме „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование экологических знаний, обучение детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи для педагога:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;
• Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме;
• Разработать перспективное планирование с детьми;
• Пополнить предметно-развивающую среду;
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
• Оформить папки – передвижки для родителей по данной теме;
• Создать картотеку игр по экологическому воспитанию, а также по развитию речи;
• Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
Задачи для детей:
• обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
• расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
• расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
• развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе;
• поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность;
• развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
• развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов, рассказов, сказок о природе, через практическую деятельность;
• развивать художественное творчество, организуя выставки рисунков, поделок на тему «Берегите природу!»
• Развивать память и связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
• Воспитывать у детей доброе отношение к природе.
Задачи для родителей:
• Создать в семье благоприятные условия для развития экологической культуры, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Выход темы:
• создать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности;
• расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями;
• пополнить группу научной и художественной литературой, развивающими играми;
• разработать и оформить дидактический материал (конспекты организованной образовательной деятельности, развлечений, консультаций, дидактические игры, пособия, макеты);
• оформить консультации для родителей - Темы «Занимательная прогулка с ребёнком, Использование лекарственных растений при лечении часто болеющих детей, Экологическое образование в семье, Люби и охраняй окружающую природу»;
• отчёт о проделанной работе за учебный год;
• выпуск памяток, информационных листков.
Взаимодействие с семьей:
• Оформление книжек – малышек на тему «Мои любимые животные».
• Найти и выучить стихи про природу
• Акции «Посади дерево», «Посади цветок», «Изготовление кормушки для птиц» и др.
Пояснительная записка
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т. е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
Исследователи едины во мнении, что современное экологическое образование базируется на определенной системе ценностей : понимании уникальности и самоценности природы на основе экологических знаний, значимости ценностного отношения к ней, осознании ответственности каждого человека за сохранение жизни на всей планете (С. В. Алексеев, Л. Зайцева, Т. А. Маркова, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др.).
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н. Н. Моисеев, И. Д. Зверев, Н. А. Рыков, Г. А. Ягодин, С. О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет образовательная организация.
В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой, поэтому тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой» является актуальной.
Актуальность нашей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и дети захотят узнать еще больше.
Формы работы с детьми, нацеленные на решение данной проблемы:
• Пальчиковая гимнастика;
• Пальчиковая игра;
• Собирание природного материала;
• Беседа;
• Рассматривание картин;
• Чтение произведений;
• Загадывание загадок;
• Экспериментальная деятельность;
• Проект;
• Целевые прогулки;
• Дидактические игры.
Формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:
• Родительские собрания;
• Практические рекомендации;
• Анкетирование;
• Совместное проведение ООД (экскурсий);
• Тематические консультации, папки-передвижки;
• Выпуск памяток, информационных листков;
• Проведение конкурсов;
• Проведение акций;
• Проект.
Формы работы с педагогами, нацеленные на решение данной проблемы:
• Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада.
Ожидаемый результат:
• Интеллектуальное развитие детей;
• Расширение знаний о растительном и животном мире;
• Пополнение предметно-развивающей среды;
• Обогащение родительского опыта в воспитании детей;
• Дети будут бережно относиться к природе, овладеют навыками безопасного поведения в природе;
• Дети научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений;
• Дети научатся видеть изменения в природе.
Перспективный план работы на 2020 – 2021 уч. г.
• Отметка о выполнении
• Изучение методической литературы по теме
• Оформление и пополнение папки
• Постоянно
•
• Разработка экологического проекта по теме «Земля – наш общий дом»
• Работа в проекте
• Постоянно
•
• Изготовление демонстрационного материала для образовательной деятельности с детьми.
• Пособия для практической деятельности
• Ноябрь-январь
•
• Изготовление игр, пособий экологической направленности в соответствии с возрастом детей
• Выставка игр, пособий для практической деятельности
• Февраль-март
•
• Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
• Наглядный материал
• В течение года
•
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
• Картотеки, пополнение книжного уголка
• В течение года
•
• Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей»
• Наглядный материал
• Декабрь
•
• Разработка конспектов образовательной деятельности по экологии
• Картотека конспектов
• В течение года
• Работа с детьми
• Беседы на темы «Что нас окружает?», «Домашние животные», «Дикие звери» и др.
• Картотека бесед
• В течение года
•
• Беседы на темы:
• • «Что такое природа?»
• • «Деревья нашей облости».
• • «Птицы – наши друзья».
• • «О правилах поведения на природе».
• • «Лес и наше здоровье».
• Картотека бесед
• В течение года
•
• Рассматривание картин и иллюстраций:
• • «Дикие животные».
• • «Картины из жизни животных».
•
• В течение года
•
• Чтение произведений:
• • А. Яшина «Покормите птиц зимой».
• • В. Степанов «Животные наших лесов».
• • Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
• • Разучивание стихотворений о птицах, о животных, о деревьях.
• • В. Бианки «Лесной хор».
•
• В течение года
•
• Загадывание загадок:
• • О птицах.
• • О диких животных.
• • О деревьях.
• • О природе.
• Картотека
• В течение года
•
• Пальчиковые игры:
• • «Есть у каждого свой дом».
• • «Воробьи»;
• • «Птички»;
• • «Кто спит зимой?»;
• • «Осенние листья»;
• • «Дикие животные»;
• • «Зайка».
• • «Сорока».
• Картотека
• В течение года
•
• Дидактические игры:
• • «Кто в домике живет?».
• • «Кого не стало?».
• • «Назови ласково».
• • «Кто где?».
• Картотека
• В течение года
•
• Экспериментальная деятельность:
• • Сравнение еловых и сосновых шишек.
• • Сравнение веточек сосны и ели.
•
•
• В течение года
•
•
• Наблюдение
• Март-апрель
• Открытый просмотр НОД
• Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»
• Организация и проведение прогулок
• Май
•
• Работа с родителями
• Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»
• Конспекты
• Октябрь
•
• Буклет «Использование лекарственных растений при лечении часто болеющих детей»
• Буклет
• Октябрь-ноябрь
•
• Конкурс «Самая красивая кормушка»
• Выставка
• Январь
•
• Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»
• Результаты анкетирования родителей
• Январь
•
• Консультация на тему «Экологическое образование в семье»
• Конспект
• Февраль
•
• Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»
• Выставка
• Март
•
•
• Акция «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на территории детского сада)
• Участие
• Май-Июнь
•
• Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: лес, на даче)
• Выставка
• Август
•
Используемая литература
Веретенникова С. А.
Ознакомление дошкольников с природой
. Интернет-ресурсы
1
8
Николаева С. Н
Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома
2013
М. : Мозаика–Синтез
О. А. Воронкевич
Добро пожаловать в экологию