Марина Беляева
План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через изодеятельность»
План по самообразованию
Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через изобразительную деятельность».
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Актуальность:
Публикация «План по самообразованию „Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через изодеятельность“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Планирование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Потенциал творческих возможностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации. Чтобы он стал находчивым и изобретательным. Именно такой человек способен легко перенести все невзгоды, трудности и не будет зависеть от обстоятельств. Дети дошкольники еще не знают, на что они способны. Вот почему следует максимально использовать их эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному, их тягу к открытиям для развития их творческих способностей во всех видах деятельности, а в изобразительной – особенно.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т. п. В то же время, это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.
В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.
Цель: всестороннее развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
Задачи:
1. Изучить различные методы и способы изобразительной деятельности, их применение на практике;
2. Развивать художественно-творческие способности посредством изобразительной деятельности;
3. Организовать предметно-развивающую среду для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Формы проведения:
-подгрупповая и индивидуальная деятельность;
-дидактические игры;
-выставки рисунков и поделок;
-беседа;
-художественное экспериментирование;
-рассматривание иллюстраций;
-решение проблемных ситуаций.
-словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Приемы проведения:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение;
• создание игровой ситуации;
• показ воспитателя;
• использование движения руки;
• проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
• доступность отбираемого материала;
• постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
• индивидуальный подход к детям.
Форма обучения: ООД (Организация образовательной деятельности); игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению художественными техниками.
Предполагаемый результат:
1. У детей повысится уровень художественных способностей;
2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
3. Освоят технику изобразительной деятельности.
Итоговые продукты по теме самообразования :
1. Создание конспектов занятий по развитию творческих способностей.
2. Подбор материалов для творческого развития.
3. Создание атрибутов для развития творческих способностей.
4. Организация и оборудование уголка творчества в группе согласно требованиям и возрасту детей.
5. Разработка консультаций для родителей;
6. Обновление стенда для размещения детских работ.
Раздел Сроки Содержание работы
Изучение методической литературы Сентябрь – май Изучение специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте.
Изучить и проанализировать литературу по данной теме:
1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
2. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки».
3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»,
4. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»
5. Изучение методик и технологий педагогов в сети Интернет;
Работа с детьми Сентябрь Диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно-творческих способностей детей.
«Ёжик и осенние деревья» - коллективная работа из осенних листьев
Октябрь «Осень золотая». – рисование полусухой кистью.
Ноябрь Осенние композиции: натюрморты, букеты. Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер, используя листья-штампы как средство выразительности.
Декабрь Изобразительное творчество и игра (рисование, аппликация, лепка по мотивам игр-драматизаций, подвижных, изготовление пособий для дидактических игр).
Январь Коллективное творчество. «Снеговик» (коллективная работа) – из ваты.
Февраль Творчество по мотивам художественных произведений.
Март Русское народное декоративно-прикладное искусство.
Апрель «Если хочешь быть здоров» выставка рисунков
Май Диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно-творческих способностей детей.
Отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.
В течение учебного года Организация выставок детских работ в группе
Оформление поздравительных открыток к памятным и торжественным датам (например, ко дню дошкольного работника, к Новому году, к 8 Марта и т. п.)
Работа с семьей Сентябрь Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к художественно-творческой деятельности детей
Октябрь Консультация: «Материалы и оборудование для изобразительной деятельности в детском саду».
Ноябрь Консультация «Ребёнок и творчество»
Декабрь Консультация «Как развить творческие способности детей»
Январь Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка»
Выставка семейного творчества «Наши руки не знают скуки!»
Февраль Консультации для родителей «Развитие изобразительной деятельности в семье»
Организация фотовыставки для родителей «Мы рисуем и растем»
Апрель Консультация для родителей «Зачем и почему дети рисуют».
Май Фото отчет о проделанной работе.