Светлана Ильина
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи:
- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.
Актуальность:
Публикация «План по самообразованию „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т. к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствование знаний о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Проявление интереса родителей в дальнейшем развитии детей.
- Повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию детей.
Выход темы:
- консультация для родителей;
- консультация для педагогов;
- стендовая информация;
- родительское собрание «Путешествие в страну «Сенсорику»;
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста;
- презентация темы по самообразованию на итоговом педсовете.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
сотрудничество через:
- индивидуальную работу,
- консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместную деятельность,
- практическую деятельность.
- Дети:
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
- дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
- экспериментальная деятельность.
Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
- сбор и анализ информации по данной проблеме,
- изучение методической литературы,
- анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников,
- подборку дидактических игр:
• Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
• Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
• Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
• Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
2 этап – проектировочный: разработка и реализация плана работы по данной теме.
3 этап – творческий: создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
4 этап – Итоговый.
• Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;
• Презентация темы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» на итоговом педсовете.
Методическая работа
Формы работы Сроки Фома отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь 2020 г. Список использованной литературы
Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка В течение учебного года Наличие игр по сенсорному развитию
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Январь
2021 г. Конспект консультации
Подготовка анкет к анкетированию родителей Март
2021 г. Анкета
Подготовка и проведение родительского собрания Апрель
2021 г. Конспект родительского собрания
Работа с детьми
Формы работы Сроки Фома отчета
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) В течение года Работы детей и фотоотчет
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару» Сентябрь – ноябрь
2020 г. картотека
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?» Декабрь 2020 г. картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе» Январь -
Февраль 2021 г. картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
- «Какие цвета использованы?»
- «Уточним цвет» Март
2021 г. картотека
Анкетирование родителей Апрель
2021 г.
Анкета
Отчет по самообразованию Май
2021 г.
Презентация
Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.
С родителями будут проведены: индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации: «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.
Работа с родителями
Формы работы Сроки Фома отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Март 2021г. Консультация
Анкетирование родителей Март 2021 г. Анкета
Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику» Апрель 2021 г. Протокол собрания