Евгения Цыденова
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Солнышко»
План по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Цыденова Е. И.
с. Кокорино 2019г
План работы по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Содействовать нормализации речевой функции.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей среднего дошкольного возраста.
Методы и приемы работы:
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• работа с конструктором ЛЕГО
• рисование по трафаретам
• Дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Одним из уникальных средств развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры. Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста.
Отсюда выделяются задачи пальчиковых игр:
Содействовать: 1. Развитию координации рук, мелкой моторики у детей 3.6-5 лет;
2. Совершенствованию памяти, внимания, умения согласовывать движения и речь;
3. Формированию правильного произношения, умению быстро и чисто говорить;
4. Созданию эмоционально – благоприятного фона между детьми и взрослым и ребенком во время игр и в разные режимные моменты.
Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются.
Для развития речи ребенка широко используется мнемотехника.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать :
• ассоциативное мышление;
• зрительную и слуховую память;
• зрительное и слуховое внимание;
• воображение;
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию.
Сентябрь
-Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
-Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень».
-Создание мнемотехнических таблиц для заучивания стихов об осени. Повышение своего уровня знаний, профессионального.
Обогащение развивающей среды.
Октябрь
-Д/и. : «Прищепки»
-Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,
"Пальчики, здравствуйте!"
-Д/и. : «Шнуровка». Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.
Развитие мелкой моторики рук.. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения
Ноябрь
-Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
-Создание разнообразного «Пальчикового театра»
-Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»
«Деревья»
-Заучивание стихов об осени по мнемотехнике. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра
Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики
Декабрь
-Д/и «Веселые упражнения с карандашами»
- Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима».
-Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз» Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.
Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
Январь
-Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
-Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
-Настольная игра «Мозаика».
-Заучивание пальчиковых игр: «Чудеса дед мороза», «Снежок», «Прогулки». Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста
Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам
Февраль
-"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок
-Заучивание пальчиковых игр: «Зимние забавы», «Сказки», «Игрушки»,
-Заучивание стихов о зиме. развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста
Март
-Консультация для родителей «Мнемотехника-это…»
-Пальчиковые шаги. (Упражнения на развитие мелкой моторики.)
-Заучивание пальчиковых игр: «Хозяйка», «Восьмое марта»,
«Тесто»
-Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна». Повысить компетентность родителей по мнемотехнике.
Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.
развивать моторику руки, выполняя имитационные
движения в сопровождении стихотворного текста
Апрель
-Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;
-Работа с конструктором Лего.
-Заучивание пальчиковых игр: «Моя семья», «Варим кашу» Выставка для родителей и педагогов
дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников
развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.
Май
-Рисование по трафаретам.
(собрать картотеку трафаретов).
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Развивать фантазию и воображение
Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
Литература:
• Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
• Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
• - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
• - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
• - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
• - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
• - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.