Андреева Наталья
План по самообразованию педагога «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Создание условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры; использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей в группе.
Публикация «План по самообразованию педагога „Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
Задачи:
• изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
• определить наиболее эффективные приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей;
• разработать перспективное планирование воспитательно– образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры»;
• воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, развивать эмоционально- положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно- ролевых игр;
• побуждать детей к общению друг с другом в процессе игровой деятельности и комментированию своих действий;
• способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
• развитие у дошкольника навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;
• представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Актуальность
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Для более успешного результата в работе по речевому развитию детей ученые призывают уделять большое внимание обучению детей сюжетно-роевым играм.
Уже в среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения, значительное развивается речь, улучшается произношение звуков и дикция.
Сюжетно-ролевые игры помогают пополнять и активизировать словарный запас ребенка, расширять представления о предметах, явлениях, событиях; совершенствовать интонационную выразительность речи, диалогическую речь. В процессе ролевых взаимоотношений дети учатся участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.
Формы работы с детьми:
• совместная игровая деятельность воспитателя с детьми
• самостоятельная игровая деятельность детей
• чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы по прочитанному, загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
• совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
• просмотр презентаций и мультфильмов
Тема игры.
Сроки проведения Задачи Формы работы Развивающая среда
Сентябрь
«Детский сад» Продолжать знакомить с трудом взрослых. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить).
Воспитывать дружбу, желание помогать товарищу, заботиться о младших, не ломать игрушки, убирать на место, не мешать друг другу в играх. Чтение детям
«Катя в яслях», «Ясочкин садик» З. Александровой.
Экскурсии по детскому саду.
С/ р игры с куклой: «Укладываем куклу спать»,
«Одеваем куклу на прогулку», «В гостях у куклы Кати».
Беседа «Кто работает в детском саду?»;
Рассматривание иллюстраций о детском саде. Куклы, кукольная одежда, машинки, игрушечная посуда, мебель, предметы-заместители.
Октябрь
«Семья» Развивать понятие, что такое семья.
Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность близких людей. Продолжать формировать у детей умение передавать в игре несколько последовательных эпизодов (куклы гуляют, обедают, ложатся спать и т. д.)
Беседа с детьми «Моя семья».
Рассматривание фотографий, сюжетных картинок о семье.
Чтение русских народных сказок «Репка», «Три медведя».
С/р игры «Мама и папа»,
«Дедушка и бабушка»,
Д/и «Кто старше?»,
«Кто младше?»,
«Назови по именам». Куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности.
Мебель: столы, стулья, кровати разных размеров, стиральные наборы. Утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды. Сумочки, одежда для ряженья: шляпки, галстуки, косынки, пелеринки. Бытовые приборы (игрушечные) : холодильник, стиральная машина, пылесос.
Ноябрь
«Зоопарк» Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Воспитывать доброе отношения к животным. Воспитывать желание и умение играть в коллективе. Рассматривание иллюстраций «Домашние и дикие животные», «Зоопарк».
Беседа «Профессии»;
Д/игры «Зоопарк»; «В деревне у бабушки».
С/р игра «Ветеринар лечит животных». Настольный и напольный конструктор. Фигурки животных, халат, шапочка, фонендоскоп, деревья, домики, коробки.
Декабрь
«Магазин» Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (продавец, кассир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Рассказ воспитателя о профессии продавца;
Рассматривание иллюстраций о работе в магазине.
С. р. игры «В магазине игрушек», «Покупаем продукты», «Выбираем посуду для дома», «В магазине одежды».
Д/и «Кто больше назовет действий».
Знакомство с атрибутами к игре: весы, колпак, фартук. Наборы продуктов, овощи и фрукты; кассовый аппарат. Сумочки, фартук, колпак. весы, жетоны с цифрами вместо денег, банковские карточки, чеки, сумочки для покупателей, корзинки.
Январь
«Больница» Способствовать развитию у детей умения выбирать роль. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками Чтение детям: «Больная кукла» В. Берестова, «Айболит» К. Чуковского.
Экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдение за работой медсестры.
Беседа о профессии врача, медсестры.
Рассматривание картин из серии «Профессии» : «Доктор», «Медсестра». Беседа с детьми: «Как я с мамой ходил на прием к врачу».
Д / И «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий».
Знакомство с атрибутами: градусник, шприцы, шпатели и т. д Игрушечные атрибуты: шпатели, градусники, горчичники из желтой бумаги, бинт, вата, или ватные диски, ватные палочки. Халат врача, халат медсестры, шапочки с красным крестом, бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом.
Февраль
«Шофер» Вырабатывать навыки правильного общения в транспорте.
Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважения к труду водителя. Беседа на тему «На чем люди ездят».
Рассматривание альбома «Городской транспорт». Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.
П/и игра «Мы-шоферы». Детские стулья, кепочки для шофера, билеты, сумка для кондуктора, рули.
Март
«Парикмахерская» Познакомить детей с работой парикмахера. Вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуры поведения в общественных местах, вежливого обращения к старшим и друг к другу. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера: ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди и др.
Рассматривание альбома с образцами причесок: мужских, женских и детских, журналов мод. Беседы «Как я ходил с мамой в парикмахерскую».
Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», отгадывание загадок по теме.
Д / И «Кому что нужно для работы?» «Кто назовет больше действий». Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, Флаконы от шампуней, яркие, необычной формы, ножницы (пластмассовые);
фен (игрушечный,бигуди (игрушечные, мисочка и щеточка для окраски волос, фартук-накидка для парикмахера, полотенца, заколки, резинки, бантики, журналы с образцами причесок.
Апрель
«Почта» Формировать интерес детей к профессии почтальона. Продолжать развивать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров. Развивать игровое взаимодействие. Расширять у детей представления о труде работников почты. Рассматривание иллюстраций, беседа о работе почтальона, Д/Игра «Я на почте».
Рассматривание иллюстраций в детских журналах. Сумки, конверты, карандаши, коробки – посылки, журналы, бланки, эмблема почты, детские журналы.
Май
«Детский сад», «Семья», «Зоопарк», «Магазин», «Больница», «Шофер», «Парикмахерская», «Почта» Развивать у детей воображение, мышление, речь, умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры. Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре.
С/р игры по желанию детей Атрибуты, необходимые для выбранной игры.
Список литературы:
1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
2. Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : 2017.
4. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012.
5. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. – М., 1978
6. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание : Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
7. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В. М. Изгаршевой. – М. : Просвещение, 1987
8. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989
9. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сборник научных трудов. Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978
10. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982
11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997
12. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
13. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013.
14. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986
15. Социализация дошкольника через игру : Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Авт. -сост. Т. В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 67 с.
16. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976
17. Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры»/ Н. С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008