Забудская Кирьяна
План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Воспитатель Забудская К. А.
Цель: продолжить повышать уровень своего педагогического, профессионального мастерства и компетентности.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах и способах их использования. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер.
Публикация «План по самообразованию на тему „Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольников необходимо продолжать знакомить с цветами спектра и их оттенками по светлоте, формировать умение использовать полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают о возможности получения некоторых цветов путём смешения других. Вводятся новые виды заданий, при выполнении которых дети овладевают некоторыми техническими приёмами, учатся смешивать краски на палитре.
Знакомство с формой в этом возрасте предполагает введение дополнительно к 5 уже известным фигурам двух новых фигур, усвоение представлений о разновидностях треугольников и овалов. Необходимо учить детей анализировать сложные формы, раскладывать их на элементы.
В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, необходимо предлагать задания на выделение высоты, ширины, длинны предметов и других параметров величины.
Задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста».
2. Создать предметно-пространственной развивающей среды
3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
4. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
5. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
План работы над самообразоваием :
Сбор и анализ информации по данной теме;
Изучение методической литературы;
Посещение НОД других воспитателей для получения опыта;
Приобретение и создание дидактических игр и пособий
Публикация материала из личного опыта в педагогическом интернет-сообществе
Создание картотеки игр
Консультации для родителей
Анализ проведенной работы.
Сентябрь.
Совершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше, поровну (д/и «Найди пару», «Найди отличия»)
Закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше (д/и «Матрешки», «Сравни ленты»)
Развивать вкусовые и тактильные ощущения (д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты)
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Закрепить умение различать и называть части суток («Что сначала- что потом»)
Работа с родителями. Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».
Октябрь.
Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения (д/и «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками)
Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность (д/и «Что где находится?», «Найди такой же»)
Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет» (д/и «Тонет-не тонет)
Работа с родителями. Консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Ноябрь.
Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках (д/и «Где встречается этот цвет?», «Цветовое лото», «Подбери к букету вазу», «Волшебный волчок», «Радуга», «Палитра осени». Игра «Красим воду».
Упражнять в умении классифицировать предметы по общему признаку (д/и «Четвертый лишний»)
Продолжать учить ориентировке в пространстве.
Работа с родителями. Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве».
Декабрь.
Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке»)
Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине (д/и «Подбери по форме»)
Закрепить представления о последовательности частей суток (п/и «День-Ночь»)
Работа с родителями. Консультация для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».
Январь.
Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку (д/и «Четвертый лишний»)
Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет (д/и «Что может быть круглым» (квадратным, овальным, «Что может быть красным…»)
Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами (д/и «По росту становись», «Матрешки»)
Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Работа с родителями. Консультация «Роль развивающих игр для детей».
Февраль.
Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку (д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?»)
Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине (д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол»)
Работа с родителями. Консультация «Тренируем руки – развиваем речь».
Март.
Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей (д/и «Из чего сделано?»)
Работа с родителями. Привлечь родителей к изготовлению д/и
Апрель.
Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия (д/и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки»)
Работа с родителями. Консультация для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».
Май.
Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Мониторинг усвоенного материала на конец года (д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Цветовое лото»)
Работа с родителями. Консультация: «Игры с водой и песком».