Александра Бочарова
План по самообразованию на учебный год в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
на 2024-2025 учебный год
“Подготовка к обучению грамоте
детей подготовительной к школе группы”
Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;
Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.
Задачи:
Публикация «План по самообразованию на учебный год в подготовительной группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Формировать умения и навыки детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
6. Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности.
Актуальность темы:
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Один из критериев выпускника в области «Речевое развитие» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий, место звука в слове, проявлять интерес к чтению. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Взрослый дошкольник обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому. Необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Этап работы над темой самообразования : 1 год.
Ожидаемые результаты (в виде целевых ориентиров)
-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-различать гласные и согласные звуки;
-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
Месяц Формы работы
с детьми с педагогами с родителями РППС
Сентябрь. Подвижная игра “Облака”
НОД Л. Е. Журова
“Обучение грамоте в д/с” по плану. изучить уровень
компетентности педагогов по данной
проблеме. изучить мнение
родителей по данной проблеме через
их анкетирование Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки.
Пополнение предметно-пространственной среды: подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте, пополнение картотеки “Артикуляционная гимнастика”
Октябрь. Упражнение “Будь внимательным”.
Подвижные игры “Отгадай чей голосок”; “Передал, садись”; “Лошадка”.
Упражнения “Что получиться”, “Буква потерялась”.
НОД Л. Е. Журова
“Обучение грамоте в д/с” по плану.
Работа с картотекой скороговорок и чистоговорок.
Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму” Консультация “Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста” Оформление консультации для родителей “С чего начинать обучение”
Памятка для родителей “Различия звука и буквы, как правильно обозначать звуки, как грамотно выполнять звуковой анализ совместно с ребенком”. Изготовление дидактического материала “Звуковые домики”,
“Найди место звука в слове», “Схемы слов”.
Пополнение картотек скороговорок и чистоговорок.
Ноябрь. Дидактические игры
“Закончи слово”;
“Угадай слово”
Подвижные игры: “Насос”; “Жмурки с колокольчиком»; “Ловишки в звеньях”.
Упражнения “Найди букву”, “Подбери слова”.
Игра с мячом “Раздели на слоги”.
НОД Л. Е. Журова
“Обучение грамоте в д/с” по плану.
Работа с картотекой скороговорок и потешек.
Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму” Методические рекомендации для педагогов “С чего начинать обучение грамоте?” Оформить папки-передвижки:
“Готовимся к школе. Игры,
развивающие речь ребёнка”
Беседа “Как подготовить руку к письму?” Пополнение картотеки потешек.
Изготовление дидактических игр “Закончи слово”;
“Угадай слово”
Декабрь. Дидактические игры
“Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)”;
“Словесный поезд”
Упражнение “Волшебные линии”.
Игровое упражнение “Найди место звука”.
Пальчиковая гимнастика “Пальчики-зверюшки”.
Подвижные игры: “Сова и комары”; “Змея”; «Лес шумит”; “Пчёлы и медвежата”.
НОД Л. Е. Журова
“Обучение грамоте в д/с” по плану.
Работа с картотекой чистоговорок и потешек.
Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму” Консультация “Развитие мелкой моторики у детей”
Памятка-рекомендация для родителей, по развитию мелкой моторики рук. Изготовление игры “Словесный поезд”
Пополнение картотеки пальчиковых игр.
Январь. Дидактические игры
“Найди братца”;
“Гласный –согласный” Подвижные игры: “Поезд”; “Воробушки”; “Два Мороза”.
Упражнение “Назови буквы”.
Упражнения “Подбери схему”, “Подбери слова к схеме”.
Пальчиковая гимнастика “Мы в печи варили щи”.
НОД Л. Е. Журова
“Обучение грамоте в д/с” по плану.
Разучивание и проговаривание скороговорок и потешек.
Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» Консультация "Использование
дидактических игр в процессе
фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте" Оформлены папки-передвижки
“Как научить ребенка пересказывать”; “Подготовка руки ребёнка к письму” (упражнения по
подготовке руки к письму);
“Речевые игры по дороге домой” Подготовка дидактическая игр
“Найди братца”;
“Гласный –согласный”
Пополнение картотеки подвижных игр.
Изготовление звуко-буквенных схем.
Февраль. Дидактическая игра
“Найди братца”
Подвижная игра “Карусели”; “Апельсин”; “Как у дедушки Лиона”.
Упражнение “Почини буквы”, “Раскрась кружки”, “Составь схему”.
Пальчиковая гимнастика “Облака”.
НОД Л. Е. Журова
“Обучение грамоте в д/с” по плану.
Разучивание и прговаривание скороговорок и чистоговорок.
Задания для развития мелкой моторики рук “Штриховки” Консультации для воспитателей старших и подготовительных групп “Игры с буквами для дошколят” Памятка для родителей по обучению грамоте
старших дошкольников;
Папка-передвижка “Игры для подготовки ребёнка к школе” Пополнение коллекции обводок и штриховок.
Март. Дидактические игры
“Словесный поезд”;
“Слоговые кубики” Подвижная игра «На коняшке».
Упражнения “Подбери схему”, “Четвертый лишний”, “Определи место звука в слове”, “Составь и прочитай слова”
Игра с мячом “Цепочка”.
НОД Л. Е. Журова
“Обучение грамоте в д/с” по плану.
Разучивание и проговаривание потешек.
Задания для развития мелкой моторики рук “Соедини по линии” Индивидуальные консультации для воспитателей по теме. Консультация “Использование
игровых методов и приемов в
обучении детей грамоте в домашних
условиях”
рекомендации родителям по обучению детей грамоте “От А до Я”
Изготовление слоговых таблиц, карточки по звуковому анализу слов.
Апрель. Досуг "В стране звуков" (по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму)
Подвижная игра “Кот Васька”; “Что пропало?”; “Тишина”.
Упражнение “Раздели на слоги”.
Упражнение “Подбери слово”.
Упражнение “Синий – зеленый”.
Упражнение “Собери буквы – составь слова”.
НОД "В стране звуков"
Задания для развития мелкой моторики рук “Обводки” Консультация для воспитателей “Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте” Папка-передвижка “Адаптация к школе. Как помочь ребёнку” Буклеты для родителей “ О звуках и буквах” Изготовление книжки-малышки “Мини-азбука”
Май. Мониторинг уровня развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму. Анализ работы. Отчёт о проделанной работе за год. Папка-передвижка “Множество почему перед школой”