Татьяна Глущенко
План по самообразованию на 2017–2018 учебный год «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма самообразования:
Индивидуальная.
Цель:
Повышение своего теоретического и практического уровня; Способствовать развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством дидактических игр;(создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития);
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения специальной литературы. Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание».
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через использование разнообразных форм, методов и приёмов.
3. Подготовить и провести консультацию для родителей на тему «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
4. Разработать картотеку «Дидактические игры по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей старшего возраста»
Формы работы:
- совместная деятельность учителя- дефектолога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Актуальность темы
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.
Во-первых, родителей детей старших возрастов всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счёт. Родители даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику рук у ребёнка, а ведь именно развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы не только в познавательном развитии, но и в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
План работы на 2017 -2018 учебный год
1 этап. Информационно- аналитический
Содержание работы
Изучение литературы:
1. Крупенчук О. И. "Тренируем пальчики – развиваем речь". Санкт-Петербург, 2013.
2. Демьянов Ю. Г. "Обучение детей с задержкой психического развития". Смоленск, 1994, - 218 с.
3. Создание условий для эффективного использования игр
4. Подбор дидактического материала
Форма отчётности
1. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
2) Консультации на стенде информации для родителей: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры»
2 этап. Внедрение в практику
Содержание работы
1) Подбор пальчиковых игр и гимнастик;
2) Нетрадиционные техники рисования и аппликации;
3) Массаж кистей рук;
4) Пальчиковый театр;
5) Конструирование из бумаги в технике оригами;
6) Дорисовка (по принципу симметрии);
7) шнуровка, пуговицы, прищепки, пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;
8) Дидактические игры
Форма отчётности
Составление картотеки «Дидактические игры по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей старшего возраста».
3 этап. Предоставления опыта по данной теме
Содержание работы
Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста (для родителей и педагогов ДОУ)
Форма отчётности
Творческий отчёт на педагогическом совете.