МААМ-картинки

План по самообразованию «Изучаем родной край — Петербурговедение»

Кузьмичева Ольга
План по самообразованию «Изучаем родной край — Петербурговедение»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Изучаем родной край»

(знакомство с Санкт-Петербургом)

Пояснительная записка

Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. Также уже с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для новых открытий и приобретений в душах и сердцах молодого поколения.

Публикация «План по самообразованию „Изучаем родной край — Петербурговедение“» размещена в разделах

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его «настроения», «здоровья», от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно, воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

Программа направлена на:

• формирование ознакомления детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;

• приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;

планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;

• воспитание культуры юного петербуржца.

Возрастная категория. Программа содержит в себе конкретные задачи и цели работы на год для детей старшей группы детского сада.

Цели, задачи, методы обучения

Основной целью разработки этой программы является создание условий для развития, адаптации и социализации ребёнка к внешнему миру, воспитания чувства любви к родному городу, чувства патриотизма. В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:

• ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;

• приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;

планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;

• воспитание культуры юного петербуржца.

Учитывая все вышеперечисленное, я ставлю следующие задачи:

I. Образовательные:

• познакомить детей с историей возникновения нашего города, с его традициями, архитектурной;

• учить детей адекватно пользоваться полученными знаниями;

• способствовать социализации воспитанников в инфраструктуре.

II. Воспитательные:

• воспитывать в детях патриотизм и чувство любви к родному городу;

• воспитывать и развивать духовную сферу детей через их чувства и ощущения;

• формировать навыки адекватного поведения в общественных местах.

III. Развивающие:

• развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию;

• развивать чувство коллективизма, умение слушать других, не перебивать;

• развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города Санкт-Петербурга;

• развивать познавательную активность детей путем включения в информативно-поисковые ситуации;

• развивать умение отвечать на вопросы преподавателя и аргументировать свою точку зрения.

Для решения этих задач было решено использовать такие методы обучения:

• практическая работа;

• беседа;

• сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;

• видео-экскурсии;

• творческие задания (рисование, аппликация, поделки, конкурсы, викторины;

• обращение к литературным и музыкальным произведениям.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Срок реализации программы – 1 год.

Перспективный план работы на 2018- 2019 учебный год с детьми

СЕНТЯБРЬ

- Проведение первичной диагностики.

- Анализ и оформление результатов диагностики.

- Составление перспективного плана работы.

ОКТЯБРЬ

- Изучение литературы по теме самообразования.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием собственно сделанных пазлов)

НОЯБРЬ

- Проведение занятий с использованием наглядного пособия.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по изучению основных достопримечательностей с помощью занимательного материала.

- Подготовка картотеки игр по петербурговедению.

- Вечер развлечений «По Невскому гуляя»

ДЕКАБРЬ

- Оформление уголка Петербурговедения в группе.

- Проведение занятий с использованием видеоэкскурсий и практической работы с картой.

ЯНВАРЬ

- Использование загадок, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

- Проведение занятий с использованием 3D макетов.

ФЕВРАЛЬ

- Оформление папки-передвижки «Зоологический музей, Эрмитаж, Кунсткамера».

- Использование дидактических игр в совместной деятельности с детьми.

МАРТ

- Оформление выставки для родителей: «Правила поведения детей при посещении театра, музея, у памятника, мемориала» - Развлечение для детей «Путешествие по родному краю» - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию мелкой моторики и памяти с помощью занимательного материала (тематические пазлы)

АПРЕЛЬ

- Проведение занятий с изучением новой физкультминутки «Мосты и корабли».

- Групповая работа по изучению памятника А. С. Пушкину.

- Показ презентации на тему основных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

МАЙ

- Оформление документации

- Проведение итоговой диагностики

- Анализ, оформление результатов диагностики.

- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год.

Накопительно-практический этап:

Составление картотеки дидактических игр по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста (в течение года).

Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок петербурговедения и патриотический уголок).

Заключительный этап

Подготовить отчет по теме самообразования.

Развивающая предметно-пространственная среда

Направление образовательной деятельности. Оснащение

ПОЗНОВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Познавательное развитие Внесение в центр детского творчества иллюстраций на тему: городской пейзаж в разное время года (время суток).

«Горд Санкт-Петербург-город мостов, рек, львов …»

«Санкт-Петербург- город герой

Формирование элементарных математических представлений В математическом центре предложить детям пазлы (мозаика) с видами архитектурных памятников Санкт-Петербурга; математические ребусы. Дидактические упражнения: «Сложи из палочек», «Обведи по точкам»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Внести в группу иллюстрации с изображением музеев и достопримечательных мест района и города.

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Предложить ребенку игру в журналистов. Взять интервью у взрослых (воспитатель, родители)

«За что ты любишь свой город?»

Развитие всех компонентов устной речи Предложить детям, в игровой деятельности, рассказать об «Отличительных чертах Санкт-Петербурга» (город рек, мостов, музеев)

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛЕРА

Развитие литературной речи

Приобщение к словесному искусству Внести в литературный центр произведения о природе Ленинградской области.

Предложить детям рисовать отгадки, альбомы с рисунками и рассказами детей о Санкт-Петербурге;

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ РАЗНОГО МАТЕРИАЛА

Развитие навыков и умения конструктивной деятельности Предложить детям в центре конструирования создать макает города- мосты, реки, дома, используя кубики, конструкторы разного вида.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) Предложить детям игровую ситуацию «Магазин Сувениров-

Солдатики времен ВОВ»

Предложить детям распределить роли, используя считалки.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности Внести в центр «Мой город» генеалогическое дерево своей семьи, фотоальбомы «Я и мой город»

Предложить детям представить свои исторические факты.

Формирование патриотических чувств В центре «Мой город» выставить иллюстрации на тему

«Мой город-город герой. Фото блокадного Ленинграда».

Предложить детям провести экскурсию по фотогалереи.

Передача детям знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортах средств. Предложить детям игровую ситуацию «Как вести себя на улице города», «Опасные ситуации в городе»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей

(рисование, лепка, аппликация, художественный труд) Рассматривание вариантов различного оформления праздничных открыток.

Работы детей.

Развитие детского творчества тематические раскраски; в центр детского творчества внести

силуэты памятников и архитектурных сооружений города Санкт-Петербурга.

Примерное планирование работы по сотрудничеству с родителями

Месяц Формы работы с родителями

Сентябрь

Опрос родителей (письменный) для выявления предложений по улучшению работы с детьми по знакомству с культурным наследием города

«Маршрут выходного дня» - рекомендовать проулки по улицам микрорайона.

Октябрь Консультации для родителей на темы: «Как знакомить ребенка с достопримечательностями города», «город как среда воспитания ребенка-дошкольника».

Ноябрь Встреча с родителями в «Петербургской гостиной» для ознакомления с дидактическими играми и атрибутами, который могут быть использованы в домашних условиях.

Декабрь Рекомендации родителям по закреплению знаний детьми правил поведения на улице. Составление памятки «Безопасное и этичное поведение пассажиров в транспорте и на остановках».

Январь Организация и проведения литературной викторины «Самый петербургский поэт» с участием детей и родителей.

«Маршрут выходного дня»- рекомендовать прогулки по рождественскому Петербургу.

Февраль Обсудить с родителями тему выездной экскурсии и методы её реализации.

«Маршрут выходного дня» -посещение музея а выбор :Зоологический, Эрмитаж, Кунсткамера)

Март Пополнить стендовую информацию для родителей на тему «Правила поведения детей при посещении театра, музея, у памятника, мемориала»

«Маршрут выходного дня»- рекомендовать посещение Петропавловского собора.

Апрель «Маршрут выходного дня» - рекомендовать целевую прогулку по площади Искусств,знакомство с памятником А. С. Пушкину.

Май Проведение конкурса рисунков, выполненных детьми вместе с родителями, на тему «Вместе дружною семьей любим город наш родной».

«Маршрут выходного дня» - рекомендовать прогулки в Летний сад, на Дворцовую площадь, по Невскому проспекту (наблюдение за украшением города к празднику).

Тематическое планирование

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Сентябрь 1. Знание членов семьи, их имен, кем работают, обязанности каждого в семье «Азбука общения» стр. 209, «Дружная семья». Знание домашнего адреса, дороги в детский сад, улиц ближайшего окружения.

2. Знакомство с Санкт-Петербургом - обзорное (имя города, герб – опознавательный знак города, кто создатель Санкт-Петербурга, символика) видео.

3. Обогащение словаря: город – горожане, остров – островитяне, Санкт-Петербург – петербуржцы, пешеходы, пассажиры, герб, скипетр – символ власти, щит.

4. Чтение глав из книги В. Пянкевич и А. Смирнова. Как найти счастье на улице. - сформировать знание о символах города;

- формирования понятия «Мы - Петербуржцы»;

- изучение истории СПб через символы;

- формирование гражданской позиции;

- объяснить «Почему надо знать свой адрес?», «Знание телефонов «01», «02», «03» 1. Сложно – ролевые: семья, детский сад (обогащение знаний и словарного запаса через атрибутику)

2. Составь картинку с видами города (кубики, напольная мозаика)

3. «Найди пару» - внесение фотоальбомов с видами города в разное время года, части суток и заснятые в разных ракурсах.

4. Знакомство с ребусами по тематике (семья, имена, улица, двор, подъезд, комната)

5. Знакомство детей с «правилами поведения настоящего горожанина»

6. Внесение обводок и трафаретов с видами Санкт-Петербурга «Бегемотик – обормотик»

Рисование

«Я здесь живу»

«Символы города»

Аппликация, конструирование

«Дома на нашей улице»

Октябрь 1. Знакомство с Летним садом: флора старейшего сада города, ограда Летнего сада, реки, каналы, омывающие Летний сад.

2. Знакомство с памятником И. А. Крылову.

3. Просмотр видео сюжетов о Летнем саде и слайдов «Сказки Летнего сада»

4. Чтение книги М. Борисова «Мы гуляем по Летнему саду», басни И. А. Крылова, журнал «Автобус №2», «Люся и дедушка Крылов», «Саша черный».

2. - формирование ценности памятников культуры и искусства;

- воспитание петербуржца на лучший традициях петербургской культуры;

-дать представление о существовании в городе Летнего сада, его истории,

познакомить с основными памятниками и скульптурами;

-знакомство с одной из форм литературного произведения-«басня»;

-обогащение словаря ребенка новыми терминами

-развитие речи ребенка

развитие памяти, мышления;

-развитие творческих способностей ребенка;

1. Внесение фотоальбома «Осенний Петербург»

2. «С какой ветки детки?»

3. «Чей лист?»

4. «Узнай дерево по листу, плоду».

5. «Много – нет»

6. Внесение игры «Петербургские окна», «каменный лев».

7. Ребусы: (сад, Крылов, статуи, трава, вода, ваза)

8. Разбор слов и понятий «Дети о Санкт-Петербурге»

9. Индивидуальная работа: рассматривание скульптурной композиции «Мир и изобилие»

10. Л. Н. Михинько «Строим город»

Рисование

«Осень в Летнем саду»

Конструирование

«Лебеди» (шишки)

Лепка

«Скульптуры в Летнем саду»

Аппликация (рваная) – коллективная

«Осень в Летнем саду»

Ноябрь 1. Формирование понятия «Транспорт». Виды транспорта в микрорайоне.

2. Знакомство с правилами дорожного движения

3. Знакомство с микрорайоном (с картой микрорайона).

4. Чтение.

Журнал «Автобус №2»

«Сколько лет автобусу»

Е. Мараховская «Метро»

5. Просмотр видео сюжетов по правилам дорожного движения.

- познакомить детей с различными видами транспорта;

- рассказать о необходимости транспорта для большого города;

- побеседовать с детьми о том как выгладил транспорт много лет назад;

- напомнить детям о правилах дорожного движения; 1. «Что изменилось?»

2. «1, 2, 5, 9»

3. «Кто на чем едет»

4. «Один – много»

5. Внесение кроссворда «Кто на чем едет»

6. Внесение игры «Так – не так»

«Фея вежливости»

7. «Дорожные знаки»

Рисование

«Машины на нашей улице»

«Мосты Санкт-Петербурга»

Аппликация

«Дорожные знаки»

Декабрь 1. Просмотр слайдов на тему «Город и природа. Живой город»;

2. Работа с картой («Найди «зелёное, синее»» и т. д.)

- развитие личности ребенка в процессе общения с разнообразными объектами окружающей среды;

- продолжать знакомить детей с городом;

- объяснить детям существования природы в большом городе, раскрыть значение садов, парков для нашего города;

- научить ребенка видеть необыкновенное в повседневном;

- знакомство с картой города; 1. Заучивание стихотворения Н. Федотова «Что мы видим за окном».

2. Дидактическая игра «Азбука вежливости»

3. Составление маршрута «Дорога в детский сад».

4. Дидактическая игра «Найди улицы на карте Центрального района»

5. Сочинение сказки «Живая улица района»

- уход за комнатными растениями;

- рассмотрение гербария;

- рисование по замыслу детей «Летнего Сада»;

- прогулка по территории двора детского сада;

Январь 1. Знакомство с главной рекой города Невой.

2. Знакомство с реками, каналами.

3. Просмотр слайдов.

4. Чтение произведений о реках, каналах, мостах.

- продолжать знакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями;

- познакомить детей с реками и каналами Санкт - Петербурга, с их названиями;

- рассказать об истории строительства мостов города Санкт - Петербурга; 1. Путешествие по рекам и каналам.

2. «Что лишнее?»

3. «Собери картинку» (мосты Санкт-Петербурга)

4. Внесение фотоальбома «Мосты Санкт-Петербурга»

5. «Петербургское лото» Рисование

«Твоих оград узор чугунный»

Совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»;

Коллективная работа «Набережная реки Невы»;

Февраль 1. Знакомство с ансамблем Петропавловской крепости

- построена на самом маленьком острове – Заячьем

- собор Петра и Павла

- самое высокое здание

2. Обогащение словаря:

Шпиль, флюгер, бастион

3. Чтение «Путешествие по Санкт-Петербургу с Аликом и Гусариком»

Л. Шиф

4. Просмотр видеосюжетов - рассказать детям об основании нашего города, день рождения города;

- сформировать у детей представление о том «Почему строительство города началось со строительства крепости»;

- рассказать о крепостях древней Руси;

- учить детей «читать карту - схему»; 1. Словесные игры:

«Что я видел?»

«Где я был?»

«Четвертый лишний»

2. «Петербургское домино»

3. Чтение ребусов (шпиль, колокольня, верфь, Кронверк)

4. «По болоту Петр шел»

5. Книга – макет «Построй город» - С. А. Прохватилова

«Петропавловская крепость»

6. Л. Н. Михинько «Строим город»

7. Внесение фотоальбома «Зверинец Санкт-Петербурга»

Лепка (барельеф)

«Флюгер»

Аппликация (рваная)

Герб Санкт-Петербурга

Рисование

«Петропавловская крепость»

Март 1. Знакомство с ансамблем стрелки Васильевского острова (Ростральные колонны, Биржа, спуск к Неве)

2. Васильевский остров

3. Чтение Л. Шиф, Е. Ефимовский

«Путешествие в Санкт-Петербург»

4. Просмотр видеосюжетов -расширять и активизировать словарь за счет слов: Медный всадник, Ростральная колонна, Биржа, архитекто, маяк

-продолжать развивать у детей связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением.

-развивать у детей чувство прекрасного, умение любоваться красотой родного города, проявлять интерес к истории Санкт-Петербурга.

1. Напольная мозаика «Стрелка Васильевского острова»

2. «Что перепутал художник?»

3. «Узнай картину по её части»

4. Книга – макет «Построй город» С. А. Прохватилова

5. Л. Н. Михинько «Строим город» Ребусы (стрелка, колонна, вода, Нева, чайка, канал, Мойка, волна)

Лепка

«Ростральные колонны»

Рисование

«Стрелка Васильевского острова»

Май Апрель

о. Декабристов

Адмиралтейство

Медный всадник

Исаакиевский дворец

Зимний дворец

Дворцовая площадь

Символы Санкт-Петербурга

День рождения города

Просмотр видеосюжетов и слайдов

- формировать начальные знания об архитектуре СПб;

- способствовать формированию о том, кто такие архитекторы;

- рассказать детям о главных архитекторах нашего города;

- рассказ о подготовки города к празднованию дня рождения;

- развивать интерес к жизни родного города;

- рассказать детям о подарках которые дарят нашему городу в день рождения;

1. Разрезные картинки

2. Кубики

3. «Петербургское лото»

4. «Много, два, четыре, один»

5. «Так – не так»

6. «Что изменилось?»

7. «Где я был?»

8. Составь герб города

9. «Петербургские окна»

Внесение фотоальбома «Весна в Санкт-Петербурге»

Просмотр иллюстраций

Ребусы (собор, музей, дворец, купол, Сенат)

Прорисовка различных оконных проемов, колонн

Рисование

Исаакиевский собор,

Казанский собор,

Адмиралтейство

Конструирование

«Кораблей»

Аппликация

«Корабли на Неве»

Подготовка праздника

«День рождения Санкт-Петербурга»

Стихи, песни, танцы, викторины.

Публикации по теме:

Презентация «Мой край родной» Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России. Задачи: 1. Привитие детям чувства любви к своему.

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Кубань — мой край родной, любимый край». Часть 1 Цель проекта: обогащать знания детей о нашем городе через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города Краснодара; понимать.

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Кубань — мой край родной, любимый край». Часть 2 Социально-коммуникативная. Дидактические игры: «Узнай и назови улицу», «Найди герб г. Краснодара», «Найди флаг Краснодарского края», «Угадай,.

Изучаем родной город. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Город Полевской» (подготовительная группа) Подготовительная группа Цель. Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний обучающихся о малой Родине. Задачи. Образовательные:.

Конспект занятия «Мой родной край — Хабаровский край» Цель: Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к родному краю. Задачи: 1. Обобщать знания детей о растительном и животном мире.

Паспорт проекта «Я и родной край» МБДОУ детский сад №1 «Огонек» города Рудни ПАСПОРТ проекта в области гражданско-патриотического воспитания Наименова ние проекта «Я и.

«Люби и знай свой край родной» перспективный план по проекту «Моя — Осетия» Месяц 1-неделя 2-неделя 3-неделя 4-неделя Декабрь Беседа о родномгороде Моздоке. Рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций.

План мероприятий, приуроченных к празднованию 80-летия Краснодарского края «Родной свой край» с 11 по 15 сентября 2017 года № п/п Дата Наименование мероприятия Ответственный ранняя разновозрастная группа дошкольная разновозрастная.

План проекта в подготовительной к школе группе «Люби и знай родной свой край» ПЛАН ПРОЕКТА «ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ» “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую,.

Программа «Мой край родной — Грачевка» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Изучаем родной край — Петербурговедение»
Опубликовано: 24 октября 2018 в 16:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Изучаем родной край — Петербурговедение»» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмичева Ольга (УИ 695150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД