Макарюк Ольга Николаевна
План по самообразованию и саморазвитию «Внедрение элементов ТРИЗ-технологии в образовательный процесс»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.
«Духовная жизнь ребенка полноценна, лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он запущенный цветок».
В. А. Сухомлинский
Около 30 лет в детских садах России осваивают ТРИЗ. В настоящее время основным вопросом, стоящим перед дошкольным образованием, стал вопрос: Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?
Публикация «План по самообразованию и саморазвитию „Внедрение элементов ТРИЗ-технологии в образовательный процесс“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки" или «услышал - запомнил - повторил – применил». В результате уже в детском саду у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. В результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?
Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество всем». Ее целью является, с одной стороны, развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны, развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне. ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению. А еще, что немало важно, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. Данная педагогическая образовательная форма деятельности в дошкольном учреждении представляет собой универсальную технологию анализа и решения проблем.
Использование педагогами элементов технологии ТРИЗ в процессе организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости.
Цель: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению задач в различных областях деятельности.
Задачи: 1. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ.
2. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми.
3. Использование технологии ТРИЗ для дошкольников
5. Разработать перспективный план работы с детьми.
6. Провести консультации для родителей
Литература:
1. Гин. по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
2. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с
3. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ :
№ 8 (1988 г.);
№ 5,6 (1989 г.);
№ 1, 2, 3, 5 (1990г.);
№ 4 (1993г.);
№ 1 (1994 г.);
№ 5 (1996 г.);
№ 11 (1997 г.);
№ 5,9 (1998 г.).
4. Журналы «Ребёнок в детском саду» : №1, 2, 4 (2001г.).
5. Начальная школа: № 8 (1981 г.); №6 (1988 г.).
6. Статья на форуме: www.razumniki.ru/igru-triz/html Ингрида Николаевна Мурашковская, 1991. Перепечатано из сборника «Педагогика+ТРИЗ».
Содержание работы Сроки
1. Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей.
2. Чтение методической и педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете информации по теме.
Просмотр литературы: Лекции, семинары – практикумы. Составление плана полученных при изучении материалов.
Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса.
Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий. Утверждение плана занятий использования ТРИЗ технологии с детьми старшей группы в форме свободного общения, в виде диалогов.
Обследование речи и творческого воображения детей.
Игры, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения.
Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности.
Игрушки, дидактические игры.
Знакомство с современными системами семейного воспитания.
Анкетирование, наглядная агитация, консультация, беседа с родителями
Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми.
Сбор игр, и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека (примерный план) игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологий.
Прогнозирование познавательной активности и интереса детей их эмоциональное отношение к занятиям с применением технологии ТРИЗ. Занятие, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь-Март
Апрель
Май