Ольга Вишнивецкая
План работы по самообразованию «Книга как средство развития связной речи у детей с ОВЗ на втором этапе обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
СРОК: в течение 2014-2015 учебного года.
ЦЕЛЬ: Развитие связной речи детей при ознакомлении с литературными произведениями; учить их разыгрывать содержание литературных произведений по ролям.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить пункт «Ребенок и детская литература» в разделе «Развитие речи на основе формирования представлений о себе и окружающем мире» в «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Баряевой, О. Гаврилушкиной и др., методическую и детскую художественную литературу по данному вопросу.
Публикация «План работы по самообразованию „Книга как средство развития связной речи у детей с ОВЗ на втором этапе обучения“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Планы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
2. Составить перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой для детей второго года обучения, включающее в себя занятия, беседы, экскурсии и игры опираясь на «Программу…», методическую и детскую художественную литературу.
3. Продолжать знакомить детей с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями во время специально организованных занятий и в свободное время.
4. Учить детей понимать содержание литературных произведений, характеры персонажей и их взаимоотношения, мотивы их поведения и отражать это в ролевой речи в процессе ознакомления с прозаическими и стихотворными литературными произведениями.
5. Формировать связную речь детей при помощи художественной литературы.
6. Обучать детей рассказыванию с использованием предметов и игрушек, с опорой на сюжетные картинки, содержание которых знакомо детям по их практической и игровой деятельности в процессе специально организованных занятий.
Методы и приемы:
• исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, диагностирование;
• практические методы: упражнение, обыгрывание различных ситуаций, моделирование;
• наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий;
• игровые методы: дидактическая игра, игровые упражнения, воображаемая ситуация;
• словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц;
• графические методы: диаграммы, схемы, таблицы, рисунки;
• метод проблемного обучения.
ЦЕЛЬ. Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,СРОКИ, ФОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. Изучение нормативных документов;
2. Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
3. Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
4. Обзор в Интернете информации по образовательным областям;
5. Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
6. Участие в конкурсах, проводимых в детском доме и сайтах Интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;
7. Доклады, выступления;
8. Оформление книжного и театрального уголка.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развивать любознательность и познавательную активность. В течение 2014-2015 уч. года
• Изучить в «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Баряевой, О. Гаврилушкиной и др. пункт «Ребенок и детская литература» в разделе «Развитие речи на основе формирования представлений о себе и окружающем мире», методическую и детскую художественную литературу по данному вопросу. Сентябрь.
• Составить перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой для детей второго года обучения, включающее в себя занятия, беседы, экскурсии и игры опираясь на «Программу…», методическую и детскую художественную литературу. Октябрь. Составление перспективного плана по разделу «В мире книги» на второй год обучения.
• Беседа «Книги бывают разные», чтение и рассматривание различной детской литературы.
Цель. Дать детям представление о разнообразии детской художественной литературы.
Ноябрь.
• Беседа «Где должны храниться книги», рассматривание книжного уголка, обновление книг для детей.
Цель. Продолжать учить детей ориентироваться в помещении групповой комнаты. Показать, где находится книжный уголок. Расставить вместе с детьми книги на полках книжного уголка. Рассказывание сказок, песенок, потешек, стихотворений.
Ноябрь. Обновление книжного уголка.
• Целевая прогулка в парк.
Цель. Продолжать учить детей наблюдать за явлениями живой природы; любоваться красотой осени; заметить, что в парке красиво (чтобы потом нарисовать).
Ноябрь. Выставка детских работ, выполненных из природного материала, рисунки детей на тему «Осенний парк».
• Беседа «Как обращаться с книгой», показ на личном примере.
Цель. Учить детей бережно обращаться с книгами (рассматривать аккуратно, не рвать страницы, не пачкать, не бросать, убирать на место).
Декабрь.
• Разучивание стихотворений, потешек, песенок.
Декабрь. Чтение детьми разученных стихотворений, потешек, песенок. Участие детей в Новогоднем утреннике.
• Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй с помощью персонажей пальчикового и настольного театра.
Цель. Освоение детьми навыков владения пальчиковым театром.
Январь. Создание пальчикового театра. Показ – инсценировка литературного произведения с помощью пальчикового театра. Показ – инсценировка литературного произведения с помощью настольного театра.
• Целевая прогулка в парк.
Цель. Формировать представления детей о зиме; подвести детей к пониманию последовательности явлений в природе, смены времен года; посмотреть, каким парк стал зимой; заметить, что там красиво (чтобы потом нарисовать).
Январь. Рисунки детей на зимнюю тематику.
• Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй с помощью кукол би-ба-бо, серий картинок.
Цель. Освоение детьми навыков владения кукольным театром би-ба-бо.
Февраль. Показ – инсценировка литературного произведения с помощью кукол би-ба-бо.
• Разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях).
Цель. Развитие у детей умения передавать через движения тела характер животных и других персонажей.
Март. Драматизация литературного произведения по ролям.
• Коллективный рассказ-рисование по содержанию произведения (совместно взрослыми и детьми, комментированное рисование с элементами аппликации.
Цель. Развитие у детей мелкой моторики рук в сочетании с речью.
Апрель. Работы детей (рисунки, аппликация) по содержанию знакомых литературных произведений.
• Целевая прогулка в парк.
Цель. Формировать представления детей о весне; подвести детей к пониманию последовательности явлений в природе, смены времен года); посмотреть, каким парк стал весной; заметить, что там чисто, светло, красиво (чтобы потом нарисовать).
Апрель. Рисунки детей на весеннюю тематику.
• Изготовление книжек-самоделок из рисунков, аппликаций, выполненных совместно со взрослыми и показ, называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода.
Май. Книжки-самоделки выполненные детьми совместно со взрослыми.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по данной теме за 2014-2015 уч. год.
Цель. Повысить свой профессиональный уровень; публикация в социальной сети.
1) Диагностика детей по развитию связной речи.
Сентябрь – Май. Информационные листы в виде таблицы с результатами.
2) Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников дошкольного образования maaam.ru.
Май. Публикация в социальной сети.
3) Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.
Май. Отчет о проделанной работе.
Октябрь – Май. Составление календарно – тематического планирования, конспектов занятий, развлечений по развитию связной речи детей.
ИЗУЧИТЬ ЛИТЕРАТУРУ: [/h4]
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. «Про-грамма воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : КАРО, 2009.
2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возрас-та)» : Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 1981.
3. Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика». – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Авторы-составители : О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шадрина, Л. А. Колунова, Н. В. Соловьева, Е. В. Савушкина «Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий» / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» : Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под ред. В. В. Гербовой. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1988.
6. Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» : Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1988.
7. Гербова В. В., Максаков А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» : Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1986.