Елена Леонтьева
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
педагога Леонтьева Елена Николаевна
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»
2022/2023уч. год
Актуальность выбранной темы
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребё нок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду.
3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
4. Формирование элементарных знаний о правах человека.
5. Расширение представлений о городах России
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
6. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
7. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Пояснительная записка
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.
Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.
Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы
Изучение методической литературы Сентябрь - май Н. Ф. Виноградова «Наша Родина». М., Просвещение, 2002
А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
Е. И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников». М., Просвещение, 2007.
Е. Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г. Волгоград: Учитель, 2007.
Е. К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005.
Р. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ»(Патриотическое воспитание) : М., Просвещение, 2007.
Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать» : М., Просвещение, 2007.
Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2007.
Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) : М., Просвещение, 2007.
Работа с детьми Октябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Ноябрь «Я и моё имя»
Беседа «Зачем человеку имя?»,
«Полное и неполное имя»
Д/и «Назови ласково»
Декабрь «Русская изба»
Беседы «Обычаи и традиции русского народа.
«Традиционные блюда России»
Д/И «Предметы русского быта»
Январь «Моя Родина-Россия»
Беседы: «Официальные символы России»
«Животные и птицы России», «Самые большие реки России», «Золотое кольцо России», «Природные ископаемые и растения России»
А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей».
Коллективная аппликация «Цветы России»
Февраль «Защитники отечества. Виды войск»(Беседа)
Просмотр презентации
Знакомство детей с различными видами войск, особенностями военной службы, снаряжения военных, воспитание у детей уважение к российским воинам.
Рисование «Танковые войска»
Март «Народные промыслы России»(Беседа)
Декоративно – прикладное искусство
Рисование «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка»
Апрель «В каждом сердце пусть живёт добро»
Дидактическая игра «Подари частичку сердца»
Совместная коллективная работа- коллаж «Что такое доброта».
Май Беседа на тему «День Победы» (история возникновения праздника).
Просмотр презентации «Как это было»
Рисование «Вечный огонь»
Музыкальная Восприятие и понимание смысла муз. произведения «День Победы» (муз. : Тухманов Д. ,сл. : Харитонов В.)
Ручной труд. Изготовление цветов «Гвоздика», для акции «Возложение цветов к стене памяти»
Работа с родителями
1. Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Консультация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей российской армии»
Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»
Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
2. Генеалогическое древо (работа детей с родителями)
3. Участие родителей в создании стенда «Я люблю Балаково» (родители принесли фотографии детей на фоне достопримечательностей города
4. Акции: «Посылка солдату», «Большая помощь маленькому другу», «Покорми птиц зимой», «Возложение цветов». «Окна Победы»
Итоговый продукт: ЛЭПБУК «Моя Родина Россия»