Cветлана Ворожцова
План по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
ПЛАН
работы по самообразованию
Тема: «Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила:
воспитатель 1 категории
старшей группы
общеразвивающей направленности
полного дня
Ворожцова Светлана Олеговна
2021
г. Владивосток
Пояснительная записка
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
Публикация «План по самообразованию „Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
Их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существует множество проблем:
• Односложная речь, неспособность построить распространенное предложение;
• Бедность речи, недостаточный словарный запас;
• Трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);
• Отсутствие навыков культурной речи;
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
• Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
• Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
• Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
• Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Цель моей деятельности:
развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи моей педагогической деятельности:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
3. Создать условия для развития связной речи :
- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники
- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники
4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.
А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.
1. В пересказе;
2. В составлении рассказов;
3. В заучивании стихотворений;
4. В формировании грамматически развитой речи.
Начало работы – сентябрь 2020г.
Предполагаемое окончание работы – май 2021г.
Время проведения – 1раз в неделю по 30 мин.
Форма самообразования : индивидуальная
Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Разработана система мониторинга эффективности деятельности.
Мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывно последовательное слежение за её состоянием и прогнозированием развития детей.
Цель мониторинга:
Изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения деятельности по развитию речи посредством мнемотехники.
Уровни проявления умений оцениваются по шкале 0-1-2 (по возрастанию).
0 (нулевой уровень) – не сформирован;
1 (первый уровень) – частично сформирован;
2 (второй уровень) – сформирован.
Перспективный план работы
по развитию речи
посредством мнемотехники
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти.
2 неделя
«По дороге в детский сад».
Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.
3 неделя
Русская народная сказка «Рукавичка».
Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
4 неделя
Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».
Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно – графического плана.
Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а», учить составлению мнемодорожки.
2 неделя
Расскажи про осень.
Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу.
3 неделя
Составление рассказа «Моя семья».
Упражнять детей в составлять связный рассказ по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.
4 неделя
Стихотворение «Город в Хибинах» А. Бондарев.
Продолжать учить составлять мнемотаблицу, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
НОЯБРЬ
1 неделя
Расскажи о профессии.
Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку.
2 неделя Расскажи о своем городе. Расширение словаря существительных по теме «Мой город», обучение составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.
3 неделя
Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина.
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
4 неделя
Русская народная сказка «Жихарка».
Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.
ДЕКАБРЬ
1 неделя Расскажи о зиме.
Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу.
2 неделя
Русская народная сказка «Снегурочка».
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
3 неделя
Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова.
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
4 неделя
Встречаем Новый год.
Расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.
ЯНВАРЬ
2 неделя
Моё здоровье.
Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице.
3 неделя
Стихотворение «Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова.
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
4 неделя
Дикие животные.
Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Мои игрушки.
Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.
2 неделя
Стихотворение «Два флота».
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
3 неделя
Мои защитники.
Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.
4 неделя
Русская народная сказка «Каша из топора».
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
МАРТ
1 неделя
Как я помогаю маме.
Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.
2 неделя
Стихотворение «Сказки слушать я люблю».
Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
3 неделя
Саамская народная сказка «Чахкли».
Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
4 неделя
Расскажи о деревьях.
Расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Расскажи о весне.
Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.
2 неделя
Стихотворение «Апрель» С. Маршак
Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
3 неделя
Транспорт.
Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.
4 неделя
Составление творческих рассказов.
Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
МАЙ
2 неделя
Расскажи о своем крае.
Расширение словаря существительных по теме «Мой край», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.
3 неделя
Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В. Степанов
Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.
4 неделя
Расскажи о цветах.
Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.