Ольга Ивлева
План по самообразованию «Ручное творчество как средство развития мелкой моторики рук дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования.
«Ручное творчество, как средство развития мелкой моторики рук дошкольников»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук детей дошкольного возраста через различные виды ручного труда. Формировать у детей способность к творчеству.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
Н. Кант
Публикация «План по самообразованию „Ручное творчество как средство развития мелкой моторики рук дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умней ребенок»
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохой развитой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. И конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи.
Одним из способов развития мелкой моторики является ручной труд. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяли прогресс человечества. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Одним из показателей и условий хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкая моторика пальцев. Проработав ряд методической литературы, и проведя обследование детей, поставила перед собой цель: при помощи ручного труда развивать мелкую моторику рук, формировать у детей способность к творчеству.
Для достижения цели определила следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Развивать у детей интерес к ручному труду, желание создавать поделки своими руками;
3. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально;
5. Обеспечить детей таким материалом и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность, материал должен быть доступным, интересным и разнообразным;
Формы работы:
-совместная деятельность педагога с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-самостоятельная деятельность детей
-занятия
Методы и приемы работы:
-объяснение, показ, беседа, игра, массаж кистей рук; пальчиковая гимнастика;
Занятия:
*Поделки из бросового материала
*Поделки из природного материала
*поделки из бумаги
*Строительные игры
*Конструирование из строительного материала, конструктора
*Лепка из пластилина с использованием природного материала
Изучение научной и методической литературы:
1. Бардышева Т. Ю.
2. «Здравствуй пальчик»
3. Пальчиковые игры- М «Карапуз» 2007
4. Большакова С. Е.
«Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» - М. Т. Ц. Сфера2006
5. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей»- СПБ Изд. Дом «Литература» 2006
6. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»
7. Лыкова «Художественный труд в детском саду»
8. Скворцова О. В. «Учим детей трудиться»
9. Куцакова «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду»
Работа с детьми
Октябрь
Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, пальчиковыми играми
Составление картотеки пальчиковых игр
Ноябрь
Аппликация и лепка с использованием природных материалов (шишки, желуди, семена)
Продолжать совершенствовать координацию движения пальцев рук.
Выставка детских поделок, совместное творчество детей с родителями.
Декабрь
Использование нетрадиционных техник рисования – пальчиковое рисование. Продолжать пальчиковые игры и гимнастику.
Выставка детских поделок.
Январь
Поделки из бумаги. Использование гафрированной бумаги для поделок. Развивать творчество и воображение.
Продолжать совершенствовать гибкость рук.
Февраль
Использование нетрадиционных техник рисования пластиковой вилкой. Развивать воображение, умение работать в коллективе
Выставка детских поделок.
Март
Конструирование - работа с конструктором ЛЕГО и аналогами.
Продолжать пальчиковые игры.
Познакомить детей с основными видами построек, которые можно выполнить с помощью конструктора. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Игровая деятельность с использованием различных конструкторов.
Апрель
Лепка из теста. Учить работать с тестом. Развивать интерес к ручному труду, творчество.
Выставка поделок к празднику Светлая Пасха
Продолжать развивать координацию движения пальцев рук.
Май
Поделки из семян.
Игры с мелкими предметами.
Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Вывод:
смысл данных занятий состоит в том, что нервное окончание рук воздействует на мозг ребенка и мозговая деятельность активируется. В ходе работы развиваются движение кистей и пальцев рук. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Кроме того занятия по ручному труду благотворно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельной и творческой личностью.