Ирина Осипян
План по дополнительному образованию с детьми старшего дошкольного возраста в кружке «Робототехника»
▼ Скачать + Заказать документы
1 год обучения
Тема занятия Кол-во часов Учебные цели В технический словарик Дополнительный материал Конструирование
1 час
0.5часа
Вертушка 2 часа Знакомство с понятиями: энергия, сила, трение. Вращение. Изучение свойства материалов и возможностей их сочетания. Формирование навыка сборки деталей. Развитие умения оценивать полученные результаты.
Площадь, трение, вращение, ускорение, сила ветра Картон, вентилятор, бумага. Линейка, ножницы 1. Лопасти надо согнуть под одинаковым углом.
2. они должны свободно вращаться.
Публикация «План по дополнительному образованию с детьми старшего дошкольного возраста в кружке „Робототехника“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
3. Если они не поворачиваются, это значит, что синяя шестерня слишком сильно трётся о красную балку. Попробуйте немного подвинуть лопасти вперёд вдоль синей оси.
Волчок 2 часа Закрепление понятия энергия. Введение понятия чистый эксперимент. Знакомство с методами измерения. Изучение вращения. Изучение возможности сочетания материалов. Знакомство с передаточными механизмами. Развитие умения оценивать полученные результаты. Развивать способности придумывать игры. Ускорение, скорость, вращение. Устойчивый, неустойчивый. Цветные фломастеры или маркеры, бумага, ножницы, свободное пространство на гладком, ровном полу. Часы. 1. Возьмите пусковой механизм и установите его конец, на котором находится шестерня, на синюю ось волчка.
2. Синяя шестерня на оси волчка должна сцепляться с большой жёлтой шестернёй пускового механизма и вращаться, когда вы поворачиваете ручку.
3. Чтобы запустить волчок, крутите ручку и поднимайте пусковой механизм строго вверх.
Перекидные качели 2 часа Введение понятий: равновесие, точка опоры. Закрепление понятия энергия. Изучение рычагов. Знакомство с методами нестандартных измерений. Формирование навыка сборки деталей. Развитие умения оценивать полученные результаты. Развитие способности придумывать игры. Равновесие, масса, местоположение, вес. 1. Удостовертесь, что качели держат равновесие и свободно двигаются вверх и вниз.
2. Если качели не держат равновесие, проверьте, правильно ли расположен центр вращения.
3. Если же качели не двигаются свободно, убедитесь, что жёлтые блоки не трутся о неподвижные красные балки.
Плот 2 часа Закрепление понятия равновесие. Введение понятий: выталкивающая сила, тяга и толчок, энергия ветра. Изучение свойств материалов и возможностей их сочетания. Тренировка навыка сборки деталей. Развитие умения оценивать полученные результаты. Площадь, сила, нагрузка, парус, плавать, тонуть, устойчивый, неустойчивый. Большой и глубокий поддон, линейка, часы, полотенца для вытирания мокрых балок. 1. Наполните поддон водой.
2. длина поддона должна быть не менее 50см.
3. глубина должна быть достаточной, чтобы плот держался на поверхности воды. Идеальная глубина – 5 – 10см.
4. Осторожно поставьте плот на воду.
5. плоту нужно обеспечить достаточно места, чтобы он плавал, не задевая дно и бортики поддона.
Пусковая установка для машинок 2 часа Закрепление понятий: энергия, трение, тяга и толчок. Изучение работы колеса. Тренировка навыка измерять расстояние. Развитие умения оценивать результат. Развитие способности использовать механизмы в конкретных ситуациях. Угол, оси, сила, трение, наклонная плоскость, шины, колёса. Коробки или книги, картон, доска или деревянная полка длинной не меньше 150см., линейка, скотч. 1. Удостоверьтесь, что колёса свободно вращаются и не трутся о бока машины.
2. Положите доску одним концом на книги так, чтобы он находился на высоте 20см. от пола.
3. Поместите пусковую установку у подножия наклонной плоскости и зафиксируйте её.
Измерительная машина 2 часа Закрепление понятий: энергия, сила, трение. Изучение методов стандартных и нестандартных измерений. Тренировка навыка сборки деталей. Развитие умения оценивать полученные результаты. Развивать способности использовать механизмы в конкретных ситуациях. Точность, угол, расстояние, трение, масса, наклонная плоскость. Коробки или книги, бумага или картон, деревянная доска или полка длиной не меньше 150см., линейка. 1. Следите, чтобы колёса вращались свободно и не тёрлись о бока машины.
2. Когда зубчатое колесо поворачивается, стрелка тоже должна поворачиваться.
3. Стрелка не должна тереться о шкалу.
4. Нарисуйте на доске две стартовые линии : на расстоянии 50см. и на расстоянии 1м. от её края.
5. Установите подставку наклонной плоскости так, чтобы верхняя стартовая линия находилась на высоте 15см. от пола.
6. Шкала разделена на 10 секций, и ею можно пользоваться для проведения нестандартных измерений.
7. Толкните измерительную машину вперёд.
8. Вы знаете, что при движении машины вперёд стрелка поворачивается.
9. Стрелка укажет на некоторый сектор шкалы, и это будет соответствовать расстоянию, пройденному измерительной машиной.
Хоккеист 2 часа Закрепление понятий: энергия, сила. Знакомство с основами стандартных и нестандартных измерений. Тренировка навыка сборки деталей. Развитие умения оценивать полученные результаты. Развитие способности придумывать игры. Угол, расстояние, коэффициент полезного действия. Свободное пространство на ровном гладком полу (не менее 2м. в длину, линейка. 1. Повернув рукоятку на спине хоккеиста, убедитесь, что клюшка двигается свободно.
2. Положите шайбу (жёлтый шкив) перед клюшкой, поверните рукоятку и ударьте по шайбе.
3. Если клюшка не попадает по шайбе, проверьте по инструкции, всё ли вы правильно собрали.
4. Отмерьте и отметьте линии обстрела ворот на расстоянии 30см. и 50см. от них.
5. Соберите из кирпичиков ворота.
Новая собака Димы 2 часа Закрепление понятия трение. Знакомство с ремённой передачей. Тренировка навыка сборки деталей. Развитие умения оценивать полученные результаты. Развитие способности конструировать игрушки. Направление, трение, ремённая передача, шкив, вращение. Ткань, цветные карандаши, бумага, ножницы. 1. Закрепление диска-глаза на осях, как показано на рисунке.
2. Каждая ось должна вращаться свободно.
3. Если это не получается, немного ослабьте жёлтые ремни. Чтобы они не тёрлись о красную перекладину.
Открытое занятие: Пугало 0.5часа Научиться применять на практике знания и навыки, касающиеся: использование шестерней и блоков; вопросов устойчивости; обеспечения чистоты экспериментов и безопасности изделий. Колокольчики, кусочки разных материалов. 1. Похожа ли ваша конструкция на пугало? Что даёт вам основание утверждать, что это пугало.
2. как двигается ваше пугало? Покажите и объясните.
2 год обучения
Тема занятия Кол-во часов Учебные цели В технический словарик Дополнительный материал Технологические карты Испытание / Конструирование
1 час
0.5 часа
Баланс конструкции 6 часов Научить детей применять свои знания при проектировании и сборке различных работающих моделей. Провести экспериментальное исследование устойчивости модели. Подвести к пониманию того, что устойчивость зависит конструкции зависит от её формы и внутреннего распределения веса. Основание, баланс, устойчивость, противовес. Подставка или стопка книг, дверная рама, рейка. Модель птицы 1. Что произойдёт, если на клюв птицы подвесить несколько LEGO-кирпичиков. Сделайте это. Как можно восстановить равновесие?
2. Добавьте крылья, перья, клюв и др. элементы. Установите модель птицы на высокую подставку. Что произойдёт с ней, если наклонить верхнюю книгу? Почему? Могут ли дети сделать птицу выше? Шире? Устойчивей?
3. Предложить детям спроектировать и изготовить свои модели живых существ.
Падающие башни 1. Рассортировать по цвету квадратные кирпичики с 2х2 и прямоугольные 2х4 и построить из них башни, изображённые на ТК. Какая из этих башен упадёт первой, если начать наклонять их. Исследовать поведение 3 башен, установив на наклонном планшете. Какая из них упадёт первая? Вторая? Третья?
2. Измените конструкции башен и испытайте их снова. Как изменятся результаты наблюдений? Почему?
3. Соберите другие башни из кирпичиков 2х2 и 2х8. Легче или труднее соорудить более устойчивую башню? Почему?
Подвешивание предметов 1. Что произойдёт, если подвесить куклу?
2. Подвесьте модель на подходящую опору. Что происходит с моделью? Измените положение крюка на С-образной раме. Что происходит? Почему?
Строим конструкции 6 часов Провести экспериментальное исследование положения точки равновесия сил, действующих на модель. Дать представления о том, что прочность конструкции зависит от способа соединения её отдельных элементов. Усиление конструкций, неустойчивость, сила, растяжение, сжатие. Копировальная бумага, раковина для мытья посуды, вода, стопка книг. Стены зданий 1. Каменные заборы, стены дома. Что удерживает их от падения?
2. Проверить устойчивость стены в том случае, когда её удерживают на месте, и без воздействия. Каково различие? В каком случае стена устойчивее?
3. На примере о Трёх поросятах обсудить вопрос об устойчивости конструкций из разных материалов. Осмотреть перемычки и обратить внимание, как они соединены с элементами проёма или окна.
4. Посмотреть, как формируются углы зданий. Использовать эту информацию для придания стенке необходимой устойчивости.
Удочка 1. Спросить детей, рыбу какого размера и веса они могут вытащить с помощью такой удочки.
2. Предположить, что будет происходить при вращении удилища. Теперь медленно поверните его. Были ли первоначальные предположения правильными? Разобрать удилище и поместите небольшой кусок копировальной бумаги между торцами кирпичей. Поднимите удочкой груз. Отметьте место, где бумага была сдавлена кирпичами.
3. Попросит детей изготовить удилище. Оно должно быть длинным и не тяжёлым. Удовлетворяют ли предложенные конструкции этим требованиям?
4. Провести игру типа «Ловля рыбы», «Захват конфет».
Крыши и навесы 1. Спросить у детей, что произойдёт, если поместить собранную модель в раковину для мытья посуды и пустить воду. Будет ли протекать крыша? Проверить это.
2. Все ли здания имеют 4 стены и крышу? Вспомните о сооружениях с крышей и тремя стенами, типа автобусной остановки, или о сооружении с крышей и четырьмя опорами такими, например, как подиум для оркестра.
3. Попросить детей снять с крыши верхний кирпич 2х2 и затем положите на неё несколько книг. Какая точка конструкции будет самой слабой? Почему?
4. Испытать модель, перевернув её вверх ногами. В этом случае конструкция будет слабее или прочнее? Почему? Как можно сделать прочнее?
5. Попробовать изготовить защитный козырёк для стадиона, который защищал бы зрителей от дождя, но не мешал бы наблюдать игру.
Устойчивость конструкций 6 часов Познакомить детей с тем, что прочность конструкции и её устойчивость можно изменить, используя дополнительные элементы. Дать представления о том, что ширина и вес основания конструкции влияет на её устойчивость. Трос, опора, подпорка, устойчивость, прочность. Картонная коробка, деревянная коробка, стопка книг. Подпорки 1. Что произойдёт, если переполнить картонную коробку? Она развалится, и всё её содержимое вывалится наружу. Если коробка изготовлена из дерева, то её стенки будут прочнее, однако в этом случае она будет тяжелее и дороже.
2. Поместите несколько книг между стенками коробки. Какая из стенок разрушится первой7 Почему? Какого размера предмет дети могут разместить между стенками, чтобы не разрушить их? Почему так важна подпорка?
3. Попросить детей перепроектировать слабую стенку таким образом, чтобы она стала прочнее. Сколько книг смогут выдержать стенки после этого?
4. Предположить, что стены являются частью замка. Добавьте башенки, опорные консоли и LEGO-человечков.
Тросы 1. Постройте три маленькие башни, пометьте их. Переверните башни вверх ногами. Раскачайте какой-нибудь груз и попробуйте сбить башни. Какие башни удалось сбить?
2. Поверните башни белыми пластинками вверх. Труднее или легче сбить их в этом положении?
3. Удалите два несущих троса у высокой башни и проведите эксперимент. Что произойдёт? Замените только один несущий трос и повторите опыт. В каком случае высокая башня более устойчива?
4. Какой максимальной высоты башню можно построить, используя для увеличения её устойчивости несущие тросы?
Мосты 1. Попросить детей провести игрушку через модель пешеходного моста. Что происходит? Попросить их изменить эту модель в соответствии с рисунком ТК и отрегулировать несущие тросы так, чтобы натянуть их.
2. Повторно испытать модель. Дети должны почувствовать, что прочность моста увеличилась при подвешивании кирпича, поддерживающего стык в кирпичах дорожки моста.
3. Проверить, сможет ли мост выдержать более тяжёлый груз.
4. Обсудить варианты использования пешеходных мостов: над дорогами или реками, на железнодорожной станции. Внутри большого здания.
Передача движения внутри конструкции 6 часов Дать детям следующие знания: устойчивая конструкция может использоваться для поддержки движущихся элементов; отдельные элементы конструкции могут вращаться относительно неподвижной точки или поворачиваться на некоторый угол. Опора, точка опоры, ось, шарнир, регулировка. Лист бумаги с секциями, мелкие предметы. Вертушка 1. Изменить внешний вид данной модели.
2. поместите вертушку на лист бумаги, размеченный на секции. Выберите одну руку вертушки в качестве указателя. Раскрутите вертушку и после её остановки выберите секцию, на которую укажет стрелка. Можно придумать игру.
3. Эта модель даёт представление об использовании оси для организации движения относительно неподвижной точки (вращательной движение). Для того чтобы вертушка вращалась плавно, необходимо её отбалансировать. Как только дети прикрепят на вертушку флажок, они увидят, что происходит при нарушении баланса. Поговорить о роли противовесов.
Ось вращения 1. Эта модель футбольных ворот даёт представление о роли неподвижности оси, позволяющей вращаться одному из элементов конструкции. Дети могут своими руками управлять скоростью и общим числом оборотов.
2. Изменить ширину и высоту ворот, размер мяча, интервалы времени.
3. Спроектировать установку для запуска шаров или разработать другие игры с подсчётом набранных очков.
Шарнир 1. Прожорливое существо имеет «шарнирный рот», который управляется с помощью рычага. Для определения веса, необходимого для открытия «рта», и длиной рычага, выполните задание ТК.
2. Эта модель подобна качелям со ртом на одном конце и ручкой на другом. Её можно использовать в игре. Соберите фантастическое существо и кормите его различными предметами. Измените звук, которое оно издаёт при этом заменяя его зубы. Для управления рычагом на расстоянии используйте шнурок.
Оптимальная форма конструкции 8 часов Подвести детей к пониманию того, то все конструкции выполняют определённые функции. Они должны удерживать не только самих себя, но и поддерживать в определённом положении другие предметы. Прейти к выводу, что форма конструкции влияет на её прочность. Помочь детям выявить связь между формой конструкции и её функциями. Арка, гибкость, форма, функция. Стопка книг, открытки, дырокол, булавки, проволока. Арочный мост 1. Сравнить прочность арки при однослойной и многослойной кладке кирпичей.
2. Сделать самое широкое перекрытие или использовать минимальное число кирпичей для удержания веса трёх книг.
Собрать изображения арок, встречающихся в конструкциях зданий, дорог, мебели и т. д.
Двойной V-образный мост 1. Показать детям только часть модели. Они должны представить, как выглядит скрытая секция, чтобы затем построить прочную модель и закончить проект.
Жёсткость и гибкость 1. Когда конструкция из жёстких LEGO-кирпичиков становятся гибкими? Это происходит, когда они соединяются с помощью одной кнопки в виде ряда сочленённых элементов.
2. Дети могут собрать гибкие модели живых существ и обвить ими цветочный горшок.
3. Какие из материалов обладают гибкостью? Попросить детей поэкспериментировать с открытками, дыроколом, булавками. Если открытки скрепить друг с другом в двух точках, то они образуют жёсткое соединение. Если же их соединить только в одной точке, они образуют гибкое соединение. Какое различие между этим соединением и проволокой?
Небоскрёбы 1. Что может произойти с очень высоким сооружением во время землетрясения или при порывах сильного ветра? Оно может изогнуться, упасть, треснуть или остаться без изменения. Это зависит от его конструкции, используемых строительных материалов, формы основания и величины нагрузки, которой оно противостоит.
2. Обсуждение поведения зданий помогут представления, рассмотренные в предыдущих темах.
3. Дети могут собрать великанов, придумать сценарий и разыграть историю их приключения в стране землетрясений.