Лучший педагог года

План кружка для детей младшей группы «Книжкины друзья»

Алена Волощенко
План кружка для детей младшей группы «Книжкины друзья»
▼ Скачать + Заказать документы

План кружка для детей младшей группы

МКДОУ д/с №275 «Миша»

Принята: Утверждена:

на педагогическом совете №1 приказом ___

___ заведующего МКДОУ д/с №275 «Миша»

___ Лопатиной Г. А.

Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений

План – программа «Книжкины друзья»

Для детей 3-4 лет

(Младшая группа)

Составили:

воспитатели МКДОУ д/с №275 «Миша»

Волощенко А. А., Шагун Д. С.

Новосибирск 2020 – 2021 учебный год

«Основная задача взрослых –

Публикация «План кружка для детей младшей группы „Книжкины друзья“» размещена в разделах

Открыть в ребёнке талант читателя».

С. Я. Маршак.

«Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело».

В. Г. Белинский

Актуальность.

Книга — величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок верит слову писателя. Слушая художественное произведение, он живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.

В младшем возрасте приоритетной линией речевого развития детей является развитие инициативной речи, огромное значение имеет правильная организация общения ребёнка с окружающими людьми. Речь становится средством общения, развивает коммуникативные способности. Активизируется познавательная деятельность, появляются вопросы, рождается понимание. И, именно, в этом возрасте ребёнку нужна помощь, чтобы передать содержание услышанного.

Важным источником развития коммуникативных навыков и речевого творчества является художественная литература и фольклорные произведения.

Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе

практикуют «школьные» приё мы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали». Это

означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность. В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.

Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Пояснительная записка.

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т. д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат следующие педагогические принципы:

- литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;

- необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;

- книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом; - в книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Маршак писал, что, если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);

- книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли.

Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:

- произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);

- произведения русской и зарубежной классики (А. Л. Барто, А. С. Пушкина, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, Ш. Перро и др.);

- произведения современной отечественной литературы (В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Е. Благининой, З. Александровой и др.).

- произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки, разной тематики ( детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);

- произведения народов других стран.

Чем меньше ребенок, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь.

Требования к поэтическим произведениям для детей :

простота и четкость ритма;

краткость самого стишка и отдельных строк;

простота и ясность знакомых детям образов;

отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Наблюдения, проведенные в младшей группе, показали, что наши воспитанники, в силу своего возраста, не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать произведения разных жанров. Многие малыши недостаточно правильно обращаются с книгами: раскрашивают иллюстрации, загибают углы, отрывают страницы. Не все дети могут ответить на вопросы простыми предложениями, чаще отвечают, одним словом.

Чтобы вызвать у детей интерес к книге, обогатить словарный запас детей, воспитать любовь к художественному слову, мы поставили перед собой цель.

Цель данного плана - программы - стимулировать речевое развитие детей через знакомство с художественными произведениями.

Основными задачами программы являются:

• Формировать у детей интерес к книге;

• Формировать навык слушания художественного произведения;

• Обогащать активный словарь детей;

• Способствовать развитию связной речи детей;

• Воспитывать бережное отношение к книге.

Содержание рассчитано на детей 3 – 4 лет.

Данная работа организуется в младшей группе с сентября по май каждого

учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы».

Кружок проводится один раз в неделю, четыре раза в месяц, длительность занятий 15 минут.

Работу по воспитанию интереса к книге начинаем уже в первой младшей группе. Большое внимание уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. Воспитатель учит детей рассматривать картинки, отвечать на элементарные вопросы: кто (что) это? Что делает? Постепенно дети начинают сами называть увиденные предметы. Воспитатель знакомит с каждой книгой, показывает иллюстрации, обучает правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место). Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач. На занятиях учим детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа «Из какой это книжки, «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.) Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомим с новыми: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

Тематический план

Месяц Тема занятия Количество занятий в неделю Формы работы на занятии

сентябрь Знакомство с книгой «Чего не любят книжки»

Заучивание стихотворения: А. Л. Барто «Самолет»

Повторение стихотворения: А. Л. Барто «Самолет»

Чтение О. Высотская «Детский сад»

1 (2-ая неделя)

2 (3-ая неделя)

3 (4-ая неделя) - рассказ о книге;

- правила пользования книгой;

- чтение стихотворения А. Л. Барто «Самолет».

- беседа о стихотворении;

- показ иллюстраций;

- заучивание стихотворения.

- заучивание - повторение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

-рассматривание иллюстраций.

октябрь Чтение потешки «Сорока - белобока»

Чтение русской народной сказки «Колобок»

Проблемная ситуация «Книжка заболела»

Чтение потешки «Тили – бом! Тили – бом!» 1 (1-ая неделя)

2 (2-ая неделя)

3 (3-4-ая неделя)

4 (4-ая неделя) - чтение потешки;

- беседа по содержанию потешки;

- заучивание потешки наизусть.

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки.

- выявление дефектов на книгах в библиотеке и их устранение;

- беседа «Правила обращения с книгами.

- беседа «Осторожнее с огнем»;

- чтение потешки;

- конструирование из кубиков «Построим кошке новый дом»

Ноябрь

Чтение потешки «Наши уточки с утра»

Чтение русской народной сказки «Три медведя»

Проблемная ситуация «Потерянная книжка»

Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик»

1(1-ая неделя)

2 (2-ая неделя)

3(3-ая неделя)

4 (4-ая неделя)

- чтение потешки;

- беседа по содержанию потешки;

- заучивание потешки наизусть.

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки;

- беседа «Книжкина семья»

- научить детей сортировать книги по размеру и расставлять на места.

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- просмотр презентации «Осень».

Декабрь Чтение потешки «Кисонька – мурысонька»

Чтение стихотворения И. П. Токмакова «Медведь»

Чтение стихотворения К. Чуковского «Елка» 1 (1-ая неделя)

2 (2-ая неделя)

3(3-4-ая недели) - чтение потешки;

- беседа по содержанию потешки;

- заучивание потешки.

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения.

- беседа о поддержании порядка в книжном уголке;

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

Январь Чтение русской народной сказки «Волк и козлята»

Чтение стихотворение В. Д. Берестов «Петушки» 1 (3-ая неделя)

2 (4-ая неделя) - чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки.

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- заучивание стихотворения.

Февраль Чтение потешки «Мыши водят хоровод»

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»

Проблемная ситуация «Чего не любят книжки»

Заучивание стихотворения В. Д. Берестов «Больная кукла»

1 (1-ая неделя)

2 (2-ая неделя)

3 (3-ая неделя)

4 (4-ая неделя) - чтение потешки;

- беседа по содержанию потешки;

- заучивание потешки.

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки.

- беседа о книгах;

- правила пользования книгой;

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- заучивание стихотворения.

Март Чтение стихотворения И. И. Косякова «Все она»

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Заучивание стихотворения А. Н. Плещеев «Сельская песня»

Проблемная ситуация «Книжка заболела»

1 (1-ая неделя)

2 (2-ая неделя)

3(3-ая неделя)

4 (4-ая неделя) - чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- беседа о маме.

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки.

чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- заучивание стихотворения.

- выявление дефектов на книгах в библиотеке и их устранение;

- беседа «Правила обращения с книгами.

Апрель Заучивание стихотворения И. П. Токмакова «Десять птичек – стайка»

Чтение русской народной сказки «Теремок»

Проблемная ситуация «Потерянная книжка»

Чтение стихотворения Э. Э. Мошковская «Жадина»

1 (1-ая неделя)

2 (2-ая неделя)

3 (3-ая неделя)

4 (4-ая неделя) - чтение стихотворения;

- беседа по содержанию: разбор незнакомых слов;

- заучивание стихотворения.

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки;

- обыгрывание сказки магнитным театром.

- беседа «Книжкина семья»;

- научить детей сортировать книги по размеру и расставлять на места.

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- шуточная беседа «Жадина среди нас».

Май Чтение стихотворения А. Н. Плещеев «Весна»

Заучивание стихотворения Э. Э. Мошковская «Кузнечик»

Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди» 1 (1-ая неделя)

2 (2-ая неделя)

3 (3-ая неделя) - чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- просмотр презентации «Весна».

- чтение стихотворения;

- беседа по содержанию стихотворения;

- заучивание стихотворения.

- чтение сказки;

- беседа по содержанию сказки;

- обыгрывание сказки.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

2. Гурович Д. М. Ребенок и книга / Под ред. В. И. Логиновой. - М.

3. Илларионова Ю. Г. О заучивании стихотворений в детском саду.

4. Карпинская Н. Художественное слово в воспитании детей.

5. Панкратова З. Л. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детям.

6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина.

7. Хрестоматия для детей младшего возраста

8. О. Б. Вершинина «Мои любимые сказки».

9. О. Б. Вершинина «Потешки»

10. Петушок – Золотой гребешок. – М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.

11. Стихи и загадки малышам. – Издательский дом «Проф – Пресс», 2008

Публикации по теме:

Фотоотчет о мероприятии «Книжкины именины» с использованием ИКТ для детей 4–6 летФотоотчет о мероприятии «Книжкины именины» с использованием ИКТ для детей 4–6 лет Фотоотчет о проведении мероприятия «Книжкины именины» с использованием ИКТ День весенний голубой! Март спешит к апрелю И приводит за собой.

Фотоотчёт о проведении спортивного развлечения детей второй младшей группы с родителями «Мишка и его друзья»Фотоотчёт о проведении спортивного развлечения детей второй младшей группы с родителями «Мишка и его друзья» Фотоотчёт о проведении спортивного развлечения для детей второй младшей группы с родителями "Мишка и его друзья" 25 октября в нашей группе.

Конспект занятия «Знакомство с песком» в рамках кружка «Песочная мозаика» для детей второй младшей группыКонспект занятия «Знакомство с песком» в рамках кружка «Песочная мозаика» для детей второй младшей группы Цель: Формирование у детей творческого потенциала с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности песочной живописи. Воспитание.

План кружка по футболу и хоккею. Для детей старшего и подготовительного возраста. План работы кружка «Футбол и Хоккей» на 2015-2016 год. Подготовила: воспитатель Кормителева Л. Э. Актуальность. «С раннего детства любимой.

План месячника пожилых людей для детей младшей группыПлан месячника пожилых людей для детей младшей группы 1 неделя 1. НОД : ОО «Художественно-эстетическое развитие» .Рисование. «Цветок для бабушки»; 2. Беседы: «С кем пришли в детский сад?»,.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Развлечение для детей 2 младшей группы по ОБЖ «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья!» Цель: Формировать знания детей о том, что надо заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни. Задачи: 1. Научить детей правильно.

Развлечение «Книжкины именины» к 50-летию книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» Развлечение «Книжкины именины» (к 50 – летию книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»).Старший возраст. Цель: воспитание любви и.

Спортивное развлечение для детей второй младшей группы «Синичка и ее друзья»Спортивное развлечение для детей второй младшей группы «Синичка и ее друзья» Спортивное развлечение для детей второй младшей группы «Синичка и ее друзья» Программное содержание: Формирование экологической культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План кружка для детей младшей группы «Книжкины друзья»
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 09:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План кружка для детей младшей группы «Книжкины друзья»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Волощенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД