Ирина МАЛИНОВСКАЯ
План-конспект занятия в старшей группе «Картофель — символ Беларуси» к Дню картофеля
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект комплексного занятия в старшей группе по образовательным областям «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Изобразительная деятельность» на тему «Картофель – символ Беларуси» к Дню картофеля
Цель: расширение знаний детей о картофеле как о природном символе Беларуси.
Публикация «План-конспект занятия в старшей группе „Картофель — символ Беларуси“ к Дню картофеля» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- День картофеля. Сценарии праздника картошки
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Задачи: расширить знания детей об истории появления картофеля на Беларуси, о процессе его выращивания, о блюдах белорусской кухни из картофеля. Совершенствовать навыки ведения диалога, участия в коллективном диалоге,
умения отвечать на вопросы взрослых, делать простые умозаключения. Активизировать активный словарь детей. Воспитывать интерес к истории своей Родины.
Материал: презентации «Как картофель пришел на стол белорусов», «Белорусские блюда из картофеля», белорусский костюм для воспитателя, кукла госпожа Картошка,
клубни картофеля,
схема строения куста картофеля, карта-схема «Как вырастить картофель», «Дорожка анализаторов», силуэт картофеля, макет домика, предметные картинки, картофель для поделок, зубочистки, пластилин.
План-конспект занятия:
Группа украшена по-осеннему. Воспитатель в образе Хозяюшки в белорусском костюме встречает ребят.
Хозяюшка: Здравствуйте, мои друзья!
Я пригласила вас,
Чтобы рассказать сейчас
О чудо-пище не простой.
1. Загадка про картофель
Цель: совершенствовать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
Хозяюшка: Отгадаете мою загадку и узнаете, о какой чудо-пище будет мой рассказ:
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она -
Скажут весело ребята:
- Ну, рассыпчата, вкусна! (картошка)
Хозяюшка демонстрирует картофель в корзинке.
2. Объяснение образных выражений
Цель: расширение активного словаря детей.
Хозяюшка: Правильно, это картошка. А что значит «неказиста, шишковата»? (ответы детей)
3. Сюрпризный момент «Приход госпожи Картошки»
Цель: создать ситуацию новизны.
Хозяюшка: Картошка у нас на Беларуси является природным символом. Белорусы называют ее «госпожой», а по-белорусски «гаспадыня».
Хозяюшка «приглашает» в гости госпожу Картошку.
4. Проблемный вопрос «Почему картошку называют символом Беларуси?»
Цель: активизировать мыслительную деятельность воспитанников, развивать умение принимать участие в коллективном разговоре, выдвигать гипотезы, делать выводы.
5. Рассматривание схемы строения куста картофеля
Цель: закрепить представления детей о строении картофеля.
Хозяюшка открывает накрытую салфеткой тарелку, а там лежит целая картошка и нарезанная на кусочки. дети рассматривают картофель, схему вместе с воспитателем.
6. Обследование картофеля «Дорожка анализаторов»
Цель: закрепить свойства картофеля.
Перед детьми картофель сырой и отварной. На доске «дорожка анализаторов» - язык, нос, ладонь, глаз.
Дети останавливаются около символа «язык» - пробуют картофель на вкус.
Вопросы к детям:
- Какой лук вкус картофель?
- Какой картофель по запаху?
- Какой картофель на ощупь?
- Какой картофель на вкус?
7. Игра с госпожой Картошкой «Теремок»
Цель: закрепить навыки сравнения объектов по определенному признаку.
Хозяюшка: Предлагаю поиграть с госпожой Картошкой в игру «Теремок».
Хозяюшка выставляет макет домика. Детям раздаются предметные картинки.
Госпожа Картошка: Я приглашаю в Теремок те предметы, которые похожи на картофель по форме (по цвету, по вкусу, по месту произрастания). Дети с определенными картинками выкладывают их около Теремка.
8. Чтение стихотворения «Картошка»
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей.
Госпожа Картошка: Без картошки жить на свете,
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда,
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареной, и печеной,
И хрустящей, и толченой.
Про нее сказать не грех,
Что картошка лучше всех!
Хозяюшка: Картофель является традиционным блюдом белорусов и присутствует на нашем столе. Картофель – один из природных символов Беларуси.
9. Проблемный вопрос «Объясни пословицу «Картошка — второй хлеб»
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей.
Хозяюшка: Картофель в Беларуси называют вторым хлебом. Как вы думаете, почему картофель так называют? (Потому что этот продукт при своей недорогой цене занимает второе место по значимости и питательности после хлеба. Картошкой можно питаться круглый год.)
Хозяюшка: Наш народ придумал много пословиц про картофель:
- Картошка да каша – еда наша.
- Ель да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
- Без труда картошка не родится никогда.
- Картошку копать, не руками махать.
10. Рассказ воспитателя «Как картофель пришел на стол белорусов» в сопровождении презентации
Цель: дать представление об истории появления картофеля в Беларуси.
Хозяюшка: В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство волшебное имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
Воспитатель демонстрирует презентацию и рассказывает об истории картофеля.
11. Работа с картой-схемой «Как вырастить картофель»
Цель: закрепить представления детей о процессе выращивания картофеля: посадка, полив, окучивание, прополка, о потребностях растения в свете, влаге и тепле.
Хозяюшка: Ребята, а вы знаете, как вырастить картошку?
Рассматривание иллюстраций.
Хозяюшка: Чтобы картошка дала хороший урожай, весной нужно вспахать землю, посадить картофель, пока она растет надо ее окучивать и пропалывать, а уже с наступлением осени можно собирать урожай.
12. Логоритмическая игра «Огородники»
Цель: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Дети стоят врассыпную и выполняют движения в соответствии с текстом:
Мы лопатки взяли и грядки раскопали (движения, изображающие носку лопаты на плече)
Раз-два, раз-два - вот как раскопали. (движения в соответствии с текстом)
Грабли в руки взяли и грядки причесали.
Раз-два, раз-два - вот как причесали.
Семена рядами в землю мы сажали.
Раз-два, раз-два - вот как мы сажали. (движения в соответствии с текстом)
Мы водой прохладной грядки поливали.
Раз-два, раз-два - вот как поливали. (изображать полив грядок из лейки)
Урожай богатый дружно собирали.
Раз-два, раз-два - вот как собирали. (наклоны)
Танцы и песни сами затевали.
Раз-два, раз-два - вот как затевали. (хлопки в ладоши)
13. Игра-соревнование «Кто назовет больше белорусских блюд из картофеля» в сопровождении презентации «Белорусские блюда из картофеля»
Цель: закрепить представления о блюдах белорусской кухни.
Хозяюшка: Картофель — универсальный овощ, который можно варить в воде или на пару, жарить на сковороде или во фритюре, запекать в духовке, варить и потом жарить, а также использовать в пирогах, блинах, запеканках, подливах и супах.
Группа делится на две команды. Воспитатель демонстрирует слайды, а члены команд по очереди называют блюда, изображенные на картинке. Выигрывает та команда, которая назовет больше блюд.
14. Ппродуктивная деятельность детей – конструирование «Поделка из картофеля»
Цель: развивать фантазию, творчество.
Дети выбирают картофель и изготавливают поделку в соответствии со своим замыслом. Хозяюшка помогает ребятам.
Дети показывают свои поделки госпоже Картошке.
15. Игра с картошкой «Что интересного узнал?»
Цель: создать детям условия для анализа своей деятельности.
Дети стоят в кругу, передают по кругу друг другу картошку и говорят, что интересного узнали на занятии.
Вопросы к детям:
- Про какой овощ мы с вами сегодня говорили?
- Что вам понравилось больше всего на занятии?
- Что нового вы сегодня узнали?
Хозяюшка и госпожа Картошка угощают детей белорусским национальным блюдом из картофеля «Драники».