Галина Калала
План-конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Знакомство с Царством трех ветров»
▼ Скачать + Заказать документы
План конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Знакомство с Царством трех ветров».
Цель: познакомить детей с таким природным явлением как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
Задачи
Образовательные: учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы, активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, буран, вьюга, пурга);стимулировать детей для разрешения проблемной ситуации;
Публикация «План-конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию „Знакомство с Царством трех ветров“» размещена в разделах
Развивающие : развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, логическое мышление, воображение;
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи.
Материалы и оборудование: большая емкость с водой, бумажные кораблики, вентилятор, листы бумаги, бумажные вееры.
Ход занятия.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
-Колокольчик, колокольчик
Вот, как звонко он поёт!
Все скорей ко мне бегите!
Поиграть со мной хотите?
Игра «Весёлые задания»
- Пусть постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение…
- Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза…
- Пусть коснутся кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде…
- Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других…
- Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым…
Ну, а теперь минуточку внимания!
Послушайте моё задание:
- Посмотрите, что я вам сегодня приготовила. Что это, как вы думаете?
Правильно, вентилятор.
Вы хотите узнать, для чего он сегодня будет нужен?
Если дети ответили правильно,
- Отлично! Какие вы у меня молодцы!
Если дети ответили не верно, помогаю им с ответом.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
Воспитатель:
-Ребята, я предлагаю вам послушать сказку:
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата» :
Старший брат — Ветрище, средний брат — Ветер, младший брат — Ветерок.
Как-то раз разгорелся у братьев спор: кто из них самый нужный и важный. Вот вышел вперёд Старший брат и стал всем рассказывать, какой он сильный, могучий, разрушительный.
-Как вы думаете, сильный ветер- это хорошо или плохо?
Дети :
- Сильный ветер -это плохо, он разрушает дома, срывает крыши, переворачивает машины, рвет провода.
Воспитатель:
-А чем же он хорош?
Дети:
- Разгоняет тучи, гонит по морю корабли, крутит колеса мельниц, разносит семена растений.
-А какими словами можно назвать сильный ветер – Ветрище?
Дети: ураган, буран, торнадо, смерч, метель, вьюга, пурга.
Воспитатель:
-Что же, давайте мы с вами попробуем превратиться в сильный ветер Ветрище и определим, когда сильный ветер плох, а когда хорош.
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
Предлагаю детям подойти к расставленным на столах большим емкостям с водой.
-Представьте, что перед нами большое море, а вы – настоящие ветры. Осторожно опустите кораблики на море, в нем корабли движутся благодаря ветру. Сейчас ветра нет, и наши кораблики стоят спокойно. Я произнесу волшебные слова:
Ветер-ветерок, натяни свой парусок,
Кораблик гони до большой воды.
Давайте тихонько подуем на кораблики. Что с ними происходит?
Дети: Они плывут.
Воспитатель: А теперь подуйте сильно-сильно.
(Кораблики тонут, переворачиваются).
- Что случилось с корабликами (Они перевернулись0
Вывод: в данном случае сильный ветер – это опасно.
Воспитатель:
Я продолжу читать сказку: Слушайте дальше нашу сказку:
«…Вот вышел вперед Средний брат, Ветер, и стал доказывать свою важность и нужность: «Я в поле гуляю, деревья качаю, снег пушистый кружу, облака гоняю»…»
Ребята, вы хотите поиграть со Средним братом, Ветром?
Дети соглашаются.
Воспитатель. : В какие игры с ветром вы уже умеете играть?
Дети перечисляют : играть с вертушками, запускать воздушного Змея.
Воспитатель. : У меня есть для вас игра – превращалочка. Она может превратить вас в кого – угодно:
Чики-чики-чикалочка –
Игра – превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь.
ИГРА ИМИТАЦИЯ «ДЕРЕВО»
Воспитатель:
Ваши ноги – это корни дерева, ваше туловище – это ствол, ваши руки – это ветви дерева, ваши пальцы – это листья дерева.
Деревья, вы качаетесь на ветру.
Сначала подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (дети шевелят пальчиками).
Ветер усилился – закачались веточки (дети шевелят кистями рук).
Совсем погода испортилась: сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону).
Но вот ветер стих, погода улучшилась. Деревья отдыхают.
Чики-чики-чикалочка –
Игра – превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в детей превратитесь.
Воспитатель: Ребята, мы с вами наблюдали за ветром на прогулке. Знаем, как возникает ветер в природе. Знаем, что он бывает теплый и холодный. У себя в группе мы тоже можем создать холодный и теплый ветерок.
Подставьте ладошку к лицу и произнесите звук «с-с-с» (холодный, звук «ш-ш-ш» (теплый).
Люди изобрели умные приборы, которые создают в домах теплый и холодный ветер. Назовите их.
Дети. : Батарея, обогреватель, кондиционер, вентилятор.
Воспиатель. : С помощью этого вентилятора мы можем создать даже метель.
«ВЕНТИЛЯТОР»
(Воспитатель включает вентилятор, воздух начинает двигаться. Подносит бумажные листочки, они разлетаются. На листочках - цифры от 1 до 10).
Соберите листочки и выложите числовой ряд.
(Дети выполняют задание)
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Продолжаем нашу сказку:
«… Дошла очередь и до Младшего брата. Тогда он стал доказывать, что это он самый нужный и важный: «Я, Ветерок – Ветерок, бегаю вдоль дорог, шевелю листочки, травки и цветочки…»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите с Младшим братом поближе познакомиться?
Дети соглашаются.
-Ну тогда, помашите на себя руками. Что вы почувствовали?
-Ветерок!
-Возьмите листы бумаги и помашите на себя этими листами. Вам удобно?
Нет, неудобно! Лучше помахать веером.
(Дети машут веером)
Воспитатель :
-А что вы сейчас чувствуете?
Дети: Движение воздуха, прохладу, свежесть.
-А что такое ветерок?
- Это слабое движение воздуха.
Продолжаю читать сказку.
«…По сей день спорят три брата – Ветрище, Ветер и Ветерок, доказывая друг другу свою важность и нужность».
-А вы как считаете? Кто из братьев самый важный и нужный?
Дети: Каждый по-своему важен и нужен.
Воспитатель : Правильно, ребята, каждый из братьев важен и нужен.
В природе все так устроено, что ничего лишнего нет. В каждом деле нужна своя сила ветра. Парусник по морю сможет двигать только сильный ветер, а белье на веревке высушит и легкий ветерок.
Хорошо, что солнце светит!
Хорошо, что дует ветер!
Хорошо, что этот лес
Вырос прямо до небес!
Хорошо, что в этой речке
Очень синяя вода,
И мы дружные всегда.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Давайте вспомним, что мы с вами узнали сегодня о ветре? Можно ли считать ветер полезным? Когда он становится опасным?Сможете ли вы дома пересказать сказку?