Наталья Тьер
План-конспект занятия «Стекольные заводы в Российской империи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Расширить знания учащихся об истории возникновения новогоднего праздника в России, воспитывать интерес к прошлому своих предков, гордость за свой народ.
Задачи: Личностные:
-Способствовать развитию интереса к истории возникновения праздников в России.
-Познакомить с видами елочных игрушек.
-Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой народ, уважение к людям различных профессий.
Метапредметные:
Публикация «План-конспект занятия „Стекольные заводы в Российской империи“» размещена в разделах
-способствовать развитию практической и творческой деятельности, контроля и самоконтроля, умение обобщать и систематизировать,
-создать условия для работы с информацией: наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать;
-способствовать развитию наблюдательности, воображения, фантазии; расширять кругозор.
Предметные:
-совершенствовать навыки росписи елочной игрушки;
-расширять представление учащихся о разнообразии елочных украшений от истоков до наших дней;
-способствовать развитию творческих навыков и умений.
Тип занятия : Комбинированное
Формы работы учащихся: Групповое
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, монитор, шар-заготовка, кисти, акварельные или гуашевые краски.
Педагог: Здравствуйте ребята, мы продолжаем тему изготовления елочных игрушек. Давайте вспомним прошлое занятие и ответим на мой вопрос:
-на каких предприятиях в царской России изготавливали елочные игрушки?
Педагог:
Правильно!
Но производство елочных игрушек развивалось очень медленно. Делать их начали кустари в Клинском уезде Московской губернии, где в середине XIX века был открыт стекольный завод.
Затем производство елочных украшений возникло в Подмосковье (в Марьиной роще).
Колоритных персонажей русского сказочного мира производила Сергиево-Посадская земская учебно-показательная мастерская открытая в 1891 году.
Попытки производства стеклянных елочных бус имели место в Нижегородском уезде Нижегородской губернии на стеклянном заводе князя Долгорукова.
В основе русской кустарной елочной игрушки лежали традиции и навыки русского кустарного промысла. Такая игрушка была оригинальна и самобытна, но технически выполнена была грубо, без деталей проработки, окрашена в один или два цвета.
В 1936 году в г. Горьком была организована артель «Детская игрушка», которая приступила к производству елочных украшений. В ассортименте были деды-морозы, лимоны, яблоки, морковки и т. д.
Первые гирлянды из стекла в Клину сделали 130 лет назад. За это время технология производства почти не изменилась: каждое украшение уникально и делается вручную.
История знаменитой клинской елочной игрушки началась с банальных пузырьков. В 1848 году князь Александр Меншиков, внук соратника Петра I, открыл в своем имении Александрово стекольный завод — собирался выпускать лампы и пузырьки для парфюмеров и аптекарей.
Рабочие из числа крепостных быстро освоили новое ремесло и поняли: дорогого оборудования оно не требует, изготовить небольшие изделия из стекла вполне можно и в кустарных условиях — например, в собственной избе. Мастера начали закупать на фабрике материал, а дома делать серьги и бусы. А в 1887 году крестьяне Круговской волости Егор Векшин и Яков Орлов первыми освоили секрет изготовления не цельнолитых, а "дутых" стеклянных бус. Эта дата и считается началом истории "елочного" стекольного промысла на клинской земле.
Педагог:
Изготовление стеклянных елочных игрушек- это до сих пор является ручной работой!
Современный стеклодув как и в давние времена начинает изготовление елочной игрушки с работы над стеклянной трубкой. Мастер может расплавить или вырезать из нее необходимое количество материала для задуманной игрушки. Вращая трубку над огнем, стекло размягчают и удерживают равной температуре.
1. Когда стекло готово к штамповке, оператор нажимает педаль, которая открывает форму. Формы изготавливают из гипса, чугуна, графита или фарфора. Они могут иметь большое количество деталей, созданных с помощью лазерной резки. Мягкое стекло вставляется в форму. Воздух закачивается вовнутрь трубки, чтобы расширить объем «мягкого» стекла. На весь процесс стеклодуву отводится всего три секунды. Ведь, как только стекло касается формы, оно мгновенно охлаждается. Готовая стеклянная заготовка повторяет все детали пресс-формы, но имеет длинную трубку. Поэтому на данном этапе елочная игрушка выглядит как «мороженое на палочке».
2. Следующий этап – серебрение и грунтовка. Процессы практически не отличаются от машинных.
3. Заготовке дают высохнуть.
4. Далее приступает к работе художник. Он украшает форму по своему вкусу или по заранее утвержденному эскизу. Здесь все зависит от фантазии и творческих возможностей мастера.
5. Обычный резаком убирают лишнее стекло – «палочку от мороженого». Затем добавляют металлический крючок, поставив его вместе с заглушкой.
6. В самом конце игрушка вручную упаковывается и отправляется на прилавки.
Физкультминутка.
Педагог:
Сейчас мы приступим к практической работе, поэтому давайте немного разомнемся и проведем физкультминутку.
Мы сегодня с вами представим себя мастерами художественной росписи. В практической части нашего занятия мы распишем новогодний шар для нашей елочки! Тему росписи и сюжет вы выберете по желанию.
Педагог:
Сейчас мы приступаем к работе.
Работать мы будем акриловыми красками, нанесенный рисунок будет долговечный и пополнит нашу коллекцию елочных игрушек!
У нас приготовлены новогодние шары, которые мы сейчас будем расписывать.
Педагог:
- С чем мы сегодня познакомились на занятии?
- Что мы сегодня с вами сделали?
Педагог:
Поднимите, смайлик один из трёх.
-Понравилось тебе, как ты работал на уроке.
Педагог:
Ребята, спасибо вам хорошие ответы, за творческий настрой, за великолепные ваши работы! На следующем занятии мы продолжим тему елочных игрушек и истории новогоднего праздника в нашей стране.
Спасибо за урок!