Хиоарэ Наталья Николаевна
План конспект занятия с применением элементов ТРИЗ-метода фокальных объектов «Машина будущего»
▼ Скачать + Заказать документы
«Машина будущего» (с применением элементов ТРИЗ — метода фокальных объектов)»
Цель: научить детей применять МФО (метод фокальных объектов) при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.
Задачи:
1. Учить детей придумывать необычный, фантастический предмет.
2. Развивать самостоятельность мышления, вербальное воображение,
сенсорную культуру, творческое воображение.
3. Воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа: экскурсия на проезжую часть города, рассматривание
Публикация «План конспект занятия с применением элементов ТРИЗ-метода фокальных объектов „Машина будущего“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
тематического альбома "Такой разный транспорт", игры - фантазии " Я машина"
Методические приё мы: вопросы к детям, игра "Изобретатель", МФО,
Игра "Хорошо - плохо", использование художественного слова, похвала.
Материал: предметные картинки (лампочка, парашют, цветные и простые карандаши, цветные мелки, ластик, белый лист бумаги формат А4, магнитофон,
доска, мел.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придет необычный гость. А кто, вы узнатьего должны по загадке. Сейчас я вам её прочту.
Шляпа голубая
Желтые штанишки,
В городе цветочном
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай - ка!
Малыша зовут.
Дети: Незнайка.
Входит Незнайка, здоровается с детьми. В руках Незнайки машины разного вида и небольшой красочно оформленный конверт.
Незнайка предлагает рассмотреть, что у него в руках и рассортировать машины по видам (воздушный, водный, наземный). Дети сортируют машины.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием Незнайки, а теперь давайте все вместе посмотрим, что в конверте у Незнайки.
Распечатывается конверт, там предметные картинки.
Воспитатель: дети, что вы видите на картинках?
Дети: это лампочка и парашют.
Воспитатель: а почему именно эти картинки, давайте спросим Незнайку.
Воспитатель: Незнайка, что ты хотел сказать нам, положив эти картинки в конверт?
Незнайка: ребята, я очень давно хочу увидеть машину будущего. Но как это сделать я не знаю. Думаю, что вы мне поможете, а эти предметы (лампочка и
парашют) должны помочь вам.
Дети: а как смогут они нам помочь?
Воспитатель: а вы, дети, хотели бы увидеть такую машину?
Дети: да, да, да.
Воспитатель: давайте вместе попробуем создать такую машину. Предлагаю вам дать определения этим предметам (лампочка, парашют).
Дети дают определение, а воспитатель записывает слова на доске (МФО). Рядом с определением крепим картинку с признаком предмета. Например : стеклянный - карточка с изображением стекла. И так на все признаки.
лампочка машина парашют
стеклянная раскрывающийся
круглая цветной
светящаяся надёжный
Эти признаки выбранных объектов применяем на совершенствующий объект
(машина). Получаем необычные сочетания.
Например :
Машина стеклянная, раскрывающаяся.
Машина круглая, цветная.
Машина светящаяся, надёжная.
Полученные сочетания рассматриваем через игру " Хорошо - плохо". Например :
что хорошего в том, что машина цветная и что плохого? После игры воспитатель
и Незнайка предлагают стать детям "Изобретателями", взяв за основу выбранные признаки, придумать новые машины будущего. Дети могут взять признаки выборочно или только те, которые нравятся. Выбирают материал для работы и зарисовывают свои машины на листах. Во время работы детей звучит тихо музыка (песня "Где водятся волшебники?" Слова Юрия Энтина, музыка Марка Минкова).
Как только дети справятся с заданием, Незнайка проводит физминутку "Грузовик".
Грузовик песок везёт.
Удивляется народ:
"Вот так чудо - чудеса,
В нем песок под небеса".
Незнайка: ребята, вы такие молодцы. Вы настоящие изобретатели. У вас такие необычные получились машины. Я думаю, что такие машины возможно и будут в скором будущем.
Вместе с воспитателем дети оформляют выставку "Машина будущего" и рассказывают о своих "изобретениях". Незнайка прощается и уходит.