Юлия Радостева
План-конспект занятия «Солнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Раскрыть значение и роль солнца для живой и неживой природы.
Задачи:
Раскрыть представление детей о солнце в разное время года.
Развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.
Развитие логического мышления.
Ознакомление с произведениями искусства великих художников и композитора.
Воспитание любви к природе.
Формирование чувства восхищения от красоты природы в разное время года.
Публикация «План-конспект занятия „Солнышко“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: Телевизор, видеомагнитофон. Компьютер. Произведение И. П. Чайковского “Времена года”. Календарь природы. Мультипликационный фильм “Антошка”.
Зрительный ряд: Репродукции с картин известных художников с изображением природы весной, летом, осенью и зимой. Иллюстративный материал с изображением солнца, звезд и планет. Рисунки детей прошлых лет.
Для учащихся: альбомы, цветные карандаши.
План занятия :
Организация начала занятия.
Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
Объяснение нового материала.
Закрепление знаний.
Практическая работа.
Подведение итогов занятия.
Описание хода занятия :
1. Организация начала занятия.
Приветствие. Проверка наличия детей по журналу и готовность их к занятию.
2. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
Загадки:
Один костер
Весь свет согревает. (Солнце).
Золотое яблочко
По небу катится,
С утра улыбается.
А улыбка – лучи
Очень горячи. (Солнце).
Тема занятия “ Солнышко”.
Как вы думаете, для чего светит Солнышко? (Чтобы было светло и тепло).
Как солнце влияет на растения, на животных? (Они радуются солнцу, растут).
Как солнце светит в разное время года? (По разному, летом много солнца, зимой его практически не видно).
3. Объяснение нового материала.
Звезды – это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Поэтому они кажутся нам на черном ночном небе лишь мерцающими точками. Ближайшая к нам звезда – Солнце. Давайте познакомимся с ней подробнее.
Солнце – это звезда, это гигантский пылающий шар, солнце - это центр нашей Солнечной системы. Оно очень горячее. Оно испускает огромное количество тепла и света. Без солнечного света и тепла невозможно было бы существование живых организмов. (При объяснении темы показываю иллюстрации солнечной системы). На небе оно выглядит почти таким же, как полная Луна, но на самом деле оно во много раз больше, чем Луна и Земля.
Перед вами произведения художников с изображением природы. Как вы думаете, где мы здесь можем увидеть солнце? (зрительный ряд). О чем говорят картины? Что хочет сказать художник в своем произведении? Попробуем разобрать картины. (При этом тихо звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”).
В. Бакшеев. Голубая весна.
А. Саврасов. Грачи прилетели.
В. Борисов-Мусатов. Весна.
И. Левитан. Золотая осень.
На картине М. Бакшеева нежность ласкового утра. Весенние березы похожи на струны. Они тянутся вверх, а их ветви создают узоры на фоне неба.
Картина А. Саврасова – о чуде весеннего пробуждения природы от зимнего сна. Это поэтический образ нашей весны с березами, ширью полей, и, кажется, всюду слышится гомон грачей.
Исаак Ильич Левитан написал картину “Золотая осень”. Он рассказал о солнечном осеннем дне. Все цвета – красный, зеленый, коричневый – веселые. Они смешаны с желтым. Только в воде немного видны цветные серые краски, художники в своих произведениях изображают настроение.
Борисов-Мусатов в своей картине “Весна” применил “тихие цвета”. Краски, которыми написана эта картина, смешана со светло-серой. Настроение в ней тихое, волшебное. Природа очень красивая.
Во время просмотра работ художников вы слышали музыку? Эту музыку “Времена года” написал великий композитор Петр Чайковский. Правда, красиво? Каждое время года можно по отдельности услышать в этом произведении.
Вот мы рассмотрели и картины художников, которые были написаны в разное время года. Но все ли времена года мы рассмотрели? Нет. Только весну и осень. Какое отношение к этим картинам имеет солнце? Как солнце влияет на природу? Когда и в какое время солнце светит больше? Как музыка, которая звучала, влияет на настроение?
Солнце имеет большое значение для картин, они светлые, похоже на сказку. Настроение от картин хорошее, так и хочется побегать по полям, по лугам, по лесу. Все радуются солнцу. Весной природа просыпается, распускаются листочки, цветут первые весенние цветы, прилетают с юга птицы.
На доске – календарь природы. Смотрим на него и рассуждаем: осенью солнце светит меньше, чаще идут дожди, на небе тучи.
А зимой? Зимой солнце находится высоко в небе и его почти не видно, а у нас на Севере вообще полярная ночь. Дни короткие.
А весной? Весной на деревьях и кустах почки раскрываются ярко-зелеными молодыми листочками. Зеленеют травы. Кто же их разбудил?
Стихотворение:
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть,
И ручьи пустились в путь.
Теплое солнце растопило снег и лед. Весной солнышко приближается ближе к земле, дни становятся длиннее. Все цветет, все радуются жизни, просыпается медведь.
Летом дни становятся еще длиннее. Солнце светит больше. Музыка отражает настроение. Если музыка спокойная, тихая, хочется помечтать, если музыка веселая – хочется веселиться. Так же на настроение влияют картины художников.
А сейчас посмотрим отрывок из мультфильма про Антошку. ( Просмотр отрывка из мультфильма: “…рыжий, рыжий – конопатый…”)
Понравилось? Скажите, какие цветы похожи на солнышко? ( При этом демонстрируются при ответе детей рисунки цветов: подсолнух, ромашка, одуванчик и т. д.)
Загадки:
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца этого лучи. (Ромашка).
В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке. (Подсолнух).
4. Закрепление знаний.
Итак, кто мне скажет, что такое СОЛНЦЕ? (Это большая круглая звезда. Она очень горячая. Она дает тепло и свет, хорошее настроение.)
Какие изменения происходят с природой в разное время года, и как солнце влияет на окружающий мир? (Весной природа просыпается, летом тепло и хорошо, осенью солнце светит меньше, зимой солнца практически не видно, все растения спят, звери меняют окрас, медведь спит в берлоге, Вода превращается в лед).
Когда на Земле самый длинный день: зимой или летом? (Летом).
5. Практическая работа.
А сейчас мы с вами порисуем. Вот у нас в кабинете выставка работ детей прошлых лет, они рисовали Солнышко. Каждый нарисовал Солнце по-своему, сказочное, яркое, горячее, красивое, необычное. Правда, красиво? Вот и мы сегодня нарисуем Солнышко. Откройте альбомы, карандаши в коробочках. (После того, как дети нарисуют солнышко, проводится физкультминутка).
А сейчас проведем физкультминутку. Пальцы собираются в кулак. Медленно разжимаются по одному. (Педагог приговаривает) :
Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучиком пора вставать –
Раз, два, три, четыре, пять.
6. Подведение итогов занятия.
Сегодня вы замечательно поработали. Я очень вами довольна. Каждый из вас нарисовал красивое солнышко. Давайте посмотрим на ваши работы (раскладываем рисунки на столе).
Очень хорошо! Как вы думаете, у кого интереснее солнышко нарисовано? Почему? (Идет обсуждение).
Молодцы! Сегодня все получают по специальному жетону за выполненную работу. Занятие окончено. Большое спасибо! До свидания!