Тишкина ЮЛия Николаевна
План-конспект занятия по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись. Доска«
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по рисованию с использованием интерактивной доски
в старшей группе
на тему:
«Городецкая роспись деревянной доски»
Цель:Познакомить с историей возникновения городецкого промысла. Научить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «План-конспект занятия по рисованию в старшей группе „Городецкая роспись, Доска„» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• расширить знания детей о городецком декоративно-прикладном искусстве, его истории, особенностях (колорите);
• формировать умение создавать декоративную композицию по мотивам городецких узоров на деревянной дощечке;
• формировать навыки пользования красками гуашь и рисования кистью : всей поверхностью, концом.
Развивающие:
• развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета;
• развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности;
• развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику;
• развивать речь;
• развивать познавательные процессы: произвольное внимание, мышление, память.
Воспитательные:
• воспитывать интерес и любовь к народному искусству;
• воспитывать самостоятельность, стремление довести начатое до конца;
• воспитывать навыки коллективной и индивидуальной работы.
Оборудование и материалы: сундук с письмом и изделиями с городецкой росписью, аудиозапись русской народной музыки, проектор и интерактивная доска, ноутбук, презентация «Городецкая роспись», клеенки, кисти, баночки с водой, краски гуашь, тонированная бумага в виде разделочной доски.
Предварительная работа: беседы о городецком декоративно-прикладном искусстве, рисование элементов городецкой росписи, дидактическая игра «Городецкие узоры».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в группе. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь письмо. На конверте написано «Для ребят старшей группы». Посмотрим, что же внутри – приглашение!
«Дорогие ребята, пишут вам народные мастера. Приглашаем вас к нам в гости. Мы научим вас рисовать необычные узоры на доске. В сундуке лежат расписные изделия. А чтобы узнать, какой росписью они расписаны, вам необходимо прочитать стихотворение».
Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
Воспитатель: Какой же росписью украшены изделия?
Дети: Городецкой.
Воспитатель: Что вы скажете ребята? Принимаем приглашение?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в старинный русский город Городец, расположенный на реке Волга. Но прежде давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте (на занятии).
Дети: Сидим ровно, не мешаем соседу, не выкрикиваем, поднимаем руку если нам нужна помощь.
Воспитатель: Я вижу, все готовы. Прошу Вас занять места в автобусе. Отправляемся!
(Дети садятся на свои места, звучит русская народная музыка)
Вот мы и прибыли в город Городец.
(Показ презентации)
На левом берегу Волги раскинулся город Городец – древнейший русский город-крепость. Здесь давным-давно люди начали создавать деревянные изделия и расписывать их различными узорами. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё : и детские игрушки, и посуду, и прялки, и шкатулки, и предметы мебели. Изделия украшали изображениями цветочных букетов, птиц, лошадей или сцены застолья, народных гуляний и поездок на охоту.
Изделия городецких мастеров в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам. Люди пользовались ими не только в хозяйстве, но также и в качестве украшений интерьера.
В наше время в Городце в художественной мастерской работают мастера и обучают своих учеников. Старинный промысел продолжает жить в современных игрушках, мебели, сувенирах, посуде.
В качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева.
Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера (ответы детей)
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, розовый, голубой, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).(ответы детей)
Давайте обратим внимание на расписные доски и как по-разному можно расположитьна ней узоры.
Ребята, а вы хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров? Я предлагаю вам попробовать самим научиться расписывать доску городецкими узорами. Но перед тем как мы с вами приступим к работе, давайте сделаем разминку для рук.
Физкультминутка:
Городецкие узоры хороши!
Погляжу я на картинки,
Улыбаюсь от души!
Розовые, жёлтые, синие, зелёные,
Распустились розаны
На доске берёзовой.
А купавки нежные
Кажется, качаются,
А бутоны толстые распускаются!
Сжимают пальчики в ладошке
Показывают ладошки
Самомассаж уголков губ
Прищипывают пальчики
Раскрыли ладошки
Сложили ладошки
Нажимают на середину ладони
Раскачивают ручками
Показывают раскрывающийся бутон
У вас на столе лежат листы в форме дощечек, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Нам нужно изобразить в центре композиции яркий цветок розан. Как нам получить розовый цвет? (ответы детей) Возьмите свою кисточку в руку, немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество красной краски и нанесем ее на палитру. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Берем немного белого цвета и смешиваем его с красным на палитре. Получился розовый цвет
. Наносим кончиком кисти контур круга, а затем всей кистью раскрашиваем его в розовый. Это подмалёвок. Изобразите лепестки розана точно так же.
Промойте кисть и возьмите немного красного цвета. Кончиком кисти выполните оттеневку по контуру цветка и в его середине. Подождем, пока краска высохнет. Промойте кисть.
Подскажите, как нам создать голубой цвет? (ответы детей) Верно, надо смешать синий и белый. Смешиваем. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок для купавки.
Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.
Синим цветом выполняем оттеневку: рисуем синий круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно это сделать? (путем примакивания кисти)
Прежде чем приступить к следующему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.
Гимнастика для глаз:
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок какие цвета возьмёте? (белый, чёрный). Оживки рисуют кончиком кисти. Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Подведение итогов:
Воспитатель: Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.
Городец, Городец!
Кто освоил - молодец!