Екатерина Гилева
План-конспект занятия по народной культуре в детском саду «Однажды весенним утром»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила Гилева Е. В. - музыкальный руководитель МАДОУ «Детского сада № 227» для детей с нарушением зрения. Возраст (4-6 лет)
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности детей (слух, чувство ритма, координацию голоса).
2. Воспитывать уважение к традициям русского народа, развивая интерес к различным жанрам фольклора.
Публикация «План-конспект занятия по народной культуре в детском саду „Однажды весенним утром“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
3. Способствовать умению проявлять в народных играх организаторские способности, вовлекая младших дошкольников.
4. Формировать навыки актерского мастерства, танцевальной импровизации, творческой активности.
Интеграция ОО: «Музыка», «Социализация», «Коммуникация».
Коррекционные задачи:
1. Способствовать развитию зрительного восприятия и умению снимать зрительное напряжение.
2. Развивать общую и мелкую моторику.
Участники:
1. Дети средней (4-5 лет) и подготовительной группы (6-7 лет) в русских народных костюмах.
2. Хозяюшки: воспитатели групп, ведущая - муз руководитель в русских народных костюмах.
Музыкальный репертуар:
1. Игры: «Ладошки», «Заинька»
2. Колыбельная песня (р. н., записана Новосибирская обл, Тогучинский р-н, дер. Зверобойка)
3. Считалка «Заяц белый, куда бегал»
4. Заклички: «Весна», «Весна - красна», «Солнышко».
5. Танец-хоровод: «Во саду ли в огороде».
Оборудование: зал оформлен в виде «Русской избы» (печка, стол, кружки, самовар, половики, лавки др., балалайка, угощение.
Предварительная работа: Изучение малых форм фольклора, знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями русского народа.
Планируемые результаты :
Данная методическая разработка помогает каждому ребенку раскрыть индивидуальные творческие способности: вокальные данные, танцевальные возможности, вербальную активность, чувство ритма, артистизм. Это позволяет каждому ребенку почувствовать себя успешным и мотивирует к дальнейшей творческой деятельности.
Форма диагностики достижения результатов:
Данный музыкальный материал по народному творчеству дает возможность детям подготовительной группы проявить себя в качестве ведущих, и является показателем достижения результатов.
ХОД.
Дети под народную музыку, исполняемую муз. руководителем на балалайке, заходят в «избу» и садятся на лавочки
Ведущая: Однажды весенним утром собрались хозяюшки на ярмарку.
Хозяюшки: Мы поедем на ярмарку за продуктами, а вы ведите себя хорошо, малыши слушайтесь старших и не шалите. (уходят)
1 Ребенок: Малыши, давайте поиграем?
2 Ребенок: А во что?
3 Ребенок: А давайте в ладошки!
Коррекция: развитие ритма и координации движений
Игра «Ладошки»
Все ребята встают парами и ритмично выполняют прямые хлопки друг с другом
Болтали две сороки,
Сороки-белобоки,
Про то, про се, про Якова,
Про Якова, про всякого!
Про дым из трубы,
Про забор у избы,
Про лужу на дороге,
Про шавку на пороге,
Болтали день до вечера,
А делать то им нечего!
(развести руки в стороны)
Усложнение для подготовительной группы «перекрестные хлопки»
4 Ребенок: Ребята, я хочу в другую игру поиграть, будете в «Заиньку»?
Малыши: Да!
2 Ребенок: Вставайте в круг, я начинаю считать, кто будет зайчиком.
Считалка
-Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
Что там делал?
-Лыко драл.
-Куда клал?
- Под колоду.
-Кто брал?
-Родион.
-Выйди вон!
Игра «Заинька»
Дети образуют круг, а руками изображают воротики, то поднимая руки вверх, то опуская вниз. Заяц пытается выскочить за пределы круга, а дети его не пускают.
Заинька серенький,
Заинька беленький,
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города Турецкие,
Замочки Немецкие.
(Хлопают в ладоши, а зайчик пляшет)
Ну-ка, Зайка, скоком- боком перед нашим хороводом,
Ну-ка, Зайка, повернись, кого любишь, поклонись.
(В конце песни заяц выбирает другого)
Игра продолжается несколько раз.
3 Ребенок: А хотите сказку послушать?
Малыши: Да, хотим.
Дети садятся на лавочки, ребенок рассказывает сказку.
Сказка про зайца.
Залез заяц в чужой огород и давай морковку да капусту рвать. Увидел хозяин огорода и кричит: «Эй, косой! Ты зачем в мой огород залез?». А заяц отвечает: «Меня ветер сюда закинул!». Хозяин спрашивает: «А зачем морковь да капусту рвешь?». А заяц и говорит: «Меня ветер с ног валит, а я, чтобы не упасть – хватаюсь то за морковку, то за капусту».
4 Ребенок: А почему заяц забрался в чужой огород?
3 Ребенок: Наверное, он хотел кушать!
4 ребенок: А почему не попросил?
2 ребенок: Хватит вопросов, пора спать!
Коррекция: «Отдых глаз»
Дети зажмуривают глазки и изображают, что они спят.
Один из старших детей поет колыбельную песню.
Колыбельная
Спи, младенчик, мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Ярко светит месяц ясный
В колыбель твою.
Колыбелька новая
Танечку качай.
Спи, моя Танюшечка,
Сладко засыпай.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели на воротиках
У червонных ботиках.
Стали думать и гадать:
- Чем нам Танечку питать?
Одна гуля говорит :
- Будем печку топить.
А, друга гуля говорит:
-Будем кашку варить.
Третья гуля говорит:
- Будем Танечку кормить.
Накормили-напоили,
Таню спать уложили.
Люли-люли-люленьки,
Улетели гуленьки
Ой, люленьки-люленьки,
Улетели гуленьки…
2 Ребенок: Все поспали, теперь пора идти гулять на улицу!
1 Ребенок: Ой, что-то пасмурно на улице! Надо солнышко позвать!
Коррекция: Расслабление конвергенции (взгляд вверх - вдаль на «солнышко»)
Закличка «Солнышко».
Солнышко - колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди,
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать!
4 Ребенок: Давайте весну позовем.
Малыши: Давайте!
Закличка «Весна - красна»
Весна-красна,
На чем пришла?
На березе, на сосне,
На шелковой траве.
На ржаном снопочке,
На золотом колосочке.
По окончании заклички возвращаются хозяюшки с ярмарки и поют другую закличку.
Закличка «Весна»
Весна, где бывала Весна, где бывала?
В лесу зимовала в лесу, зимовала.
Огород городила город, городила.
Капустку садила капустку, садила
1 Хозяюшка: Вот и солнышко на улице появилось. Весна вступила в свои права. Мы на ярмарку съездили, вам гостинцы привезли. Вы хорошо себя вели?
Дети: Да!
2 Хозяюшка: Малыши слушали старших?
Дети: Да!
1 Хозяюшка: Что вы делали?
Дети: Мы играли: «В ладошки», «В заиньку»
2 Ребенок: А я спела колыбельную.
3 Ребенок: Я рассказал сказку.
4 ребенок: Мы даже погулять сходили.
2 Хозяюшка: Какие старшие молодцы, настоящие помощники. А сейчас мы с вами хоровод заведем, а потом и чай с гостинцами попьем.
Муз. руководитель играет на балалайке, все остальные встают в хоровод.
Хоровод-танец «Во саду ли в огороде»
Дети вместе с взрослыми берутся за руки и идут по кругу с песней.
Во саду ли, в огороде девица гуляла.
У ней русая коса, лента голубая. (Идут в другую сторону)
Во саду ли, в огороде девица гуляла.
У ней русая коса, лента голубая. (Все сходятся в круг)
В круг, в круг ножками, (Расходятся)
И из круга ножками, (Снова сходятся)
В круг, в круг, ножками, (Расходятся)
И из круга ножками. (Хлопают в ладоши)
Хлоп в ладоши, хлоп в ладоши,
Хлоп в ладоши раз, два, три! (Кружатся)
Покружились, покружились,
Покружились малыши.
(Танец повторяется два или три раза)
Литература:
1. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. Методическое пособие. - Новосибирск: Книжица, 2002
2. Как во нашем во дому. Учебно-методическое пособие/ сост. Н. А. Овсянникова. - Новосибирск, ООО «Рекламно-издательская фирма Новосибирск», 2006
3. Майзингер, С. Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора : методическое пособие / КГБОУСПО «Красноярский колледж искусств имени П. И. Иванова-Радкевича». - Красноярск: ООО «Новые Компьютерные Технологии», 2013