Полина Струнова
Конспект по приобщению детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой «Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта:
Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой. Воспитывать у детей чувство любви к русским народным игрушкам.
Задачи проекта:
• развивать интерес у детей к истории возникновения народной игрушки • формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушке; • формировать умения изготавливать игрушки своими руками; • воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа. • приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.
Публикация «Конспект по приобщению детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой „Матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Описание проекта:
Проект «Матрёшка — любимая народная игрушка»
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Паспорт проекта.
Вид проекта:
информационно – творческий.
Продолжительность:
краткосрочный,
Дни образования, март 2016г.
Участники:
дети среднего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Место проведения:
МБДОУ детский сад №24 комбинированного вида
Дата
: Дни образования, март 2016г.
Гипотеза проекта:
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем прведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Цель проекта.
Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
·
развивать интерес у детей к истории возникновения народной игрушки
·
формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушке;
·
формировать умения изготавливать игрушки своими руками;
·
воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа.
·
приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.
Актуальность проекта.
Как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей;
как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами. Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.
Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры. Наш проект позволит зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи, привить уважение к истории России, пополнить музей русской избы игрушками.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
2. Формирование проекта.
3. Систематизация информации.
4. Практическая деятельность.
5. Итоговый.
Реализация проекта.
1. Подготовительный этап.
Чтение и изучение литературы о русской народной игрушке.
Подбор иллюстраций, альбомов, раскрасок, трафаретов о матрешках.
Создание библиотечки о народных игрушках. (Работа с родителями) .
Подбор загадок, стихов, потешек о русской народной игрушке.
Подбор открыток о русской народной игрушке.
Подбор разрезных игр, демонстрационного материала, дидактических игр о матрёшках.
Изготовление дидактических игр, подбор пазлов о матрешках.
2 этап. Формирование проекта.
3 этап. Систематизация информации.
4 этап. Практическая деятельность
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Матрешка — любимая народная игрушка»
Образовательные области
Формы работы с детьми
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим
«
Знакомство с народной игрушкой – матрешкой.
Изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».
Заучивание стихотворения Некрасовой «Веселые матрешки». Дидактическая игра: «Разложи и собери матрешек вместе». Заучивание стихов, загадок о народных промыслах. (Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрешки»)
Ситуативная беседа
:
«
Что мы знаем о Матрешке», «Где живут матрешки?»
«Ты любишь играть с матрешками?»
«За что ты любишь матрешку?»
«У тебя есть Матрешка и как ты с ней играешь?»
ФЭМП
«Веселые Матрешки»
Речевое развитие
Заучивание
стихотворения Некрасовой «Веселые матрешки»
Творческое рассказывание детей по темам :
·
«Матрешка»
Рассматривание иллюстраций о Матрешках, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.
Словесные игры:
«Опиши словами Матрешку»,
«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Матрешки разные большие и маленькие», «Подбери фартучек Матрешке».
Чтение художественной литературы:
·
Пословицы, поговорки, загадки о Матрешке
·
Чтение стихотворения И. Черницкой «Матрешки»
Социально – коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин Матрешек»
Дидактические игры
: «Один – много», «Будь внимательным», «Матрешки разные большие и маленькие», «Подбери фартучек
Игры – драматизации:
«Нарядимся в Матрешки»
Игра – инсценировка «У матрешки новоселье»
Настольно – печатные игры:
Пазлы, «Собери Матрешку из частей»
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация:
«Украсим сарафан Матрешки цветами»
Рисование:
·
«Платочки для Матрешки»
·
Веселый хоровод матрешек»
·
Лепка
·
«Матрешка»
Конструирование
«Домик для Матрешки», «Ворота для Матрешек», мебель для Матрешек»
Самостоятельная художественная деятельность:
Декоративное рисование по украшению сарафанов, роспись силуэтов матрешки простейшими узорами.
Музыка
:
Музыкально – дидактическая игра «Веселые подружки»
• Имитационные движения
• Игра на внимание и слуховое восприятие «Сделай то, что я скажу»
• Пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрешки»
• Танец с платочками.
Развлечения:
«День рождение матрешки»
·
·
Физическое развитие
Физическое развитие:
НОД «Матрешка в гостях у ребят»
Подвижные игры «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке»,
Речь с движением «Матрешка, где ты?»
Работа с родителями
Создание фольклорного мини – коллекции «Русская матрешка» для Русской избы
Консультация на тему «Развивающие игры с матрешкой»
Анкетирование родителей по приобщению детей к истокам народного творчества.
Организация по формированию библиотечки потешек и скороговорок
Участие в оформлении выставки «Русская игрушка – Матрешка»
Участие в развлечении «День рождение Матрешки»
5 этап. Итоговый.
Развлечение «День рождение Матрешки»
Творческая выставка детских работ «Матрешки»
Выставка игрушек Матрешек «Матрешка –русская игрушка»
Подведение итогов работы.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА: Этот проект значим для всех его участников:
Дети:
получение новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, привитие любви к народному творчеству.
Педагоги:
продолжение освоения метода проектирования – метод организации детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители:
получение новых знаний, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применение полученных знаний, чтение и игры совместно с ребенком.
Конспект открытого мероприятия по непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему:
«Знакомство с матрёшкой»
(средняя группа)
Воспитатель Струнова П. Ю.
Задачи :
Познакомить детей с русской народной игрушкой «матрёшка». Способствовать развитию мышления и восприятия.
Активизировать и обогащать описательную речь.
Воспитывать у детей чувство любви к русским народным игрушкам.
Материал:
Большая 2х местная матрёшка, набор одинарных матрёшек одинакового размера по количеству детей, магнитофон, запись музыки «Большой хоровод».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций : «Одежда», «Русские игрушки»; разучивание хороводной игры «Мы матрёшки».
Ход НОД :
Воспитатель:
Ребятки, давайте поводим хоровод.
(с детьми проводится хороводная игра «Мы матрёшки», после игры раздаётся стук)
Воспитатель:
Кто там стучится?» Из-за двери достаётся матрёшка.
Посмотрите, кто к нам пришёл. Это матрёшка»
Матрешка : Это я матрёшка. Я пришла к вам в гости с детьми поиграть и себя показать.
-
Дети вы хотите поиграть с матрёшкой? Садитесь на стульчики (Воспитатель садится за столом напротив детей)
-Посмотрите, какая красавица к нам пришла расписная, русская игрушка. Её зовут Матрёша.
Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй Матрёша. (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа).
Посмотрите внимательно на Матрёшу. Что одето у неё на голове? (Платочек)
Что одето у Матрёши на туловище?
(Сарафан)
А впереди Матрёшка подвязала фартук.
Что нарисовано на фартуке? (Цветы)
(На все вопросы индивидуальные ответы детей. Помочь ответить каждому ребёнку. И обобщённый хоровой ответ).
Посмотрите, какая наша Матрёша красавица.
На лице у неё (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ) глазки.
Чёрные глазки.
Брови – чёрные брови.
Губки – алые губки.
Цветной сарафан и расписной фартук с цветами.
Полюбовавшись матрёшкой, взрослый берёт её в руки и удивлённо говорит «Что-то наша Матрёша тяжелая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (Трясёт матрёшку).
Давайте посмотрим, что там гремит? (Пробует открыть матрёшку, а она не открывается).
Нужно попросить нашу матрёшку открыться.
Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!»
(Воспитатель просит повторить просьбу, для матрёшки, детей.)
Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, взрослый удивляется: «Ой, здесь ещё одна матрёшка!»
(Он ставит матрёшек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрёшка большая, а другая маленькая. Воспитатель вместе с детьми любуется матрёшками)
«Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как подружки». Обращая внимание детей на сходство матрёшек (лица, наряды, взрослый подчё ркивает и их различие по размеру: «Вот самая большая матрёшка – её зовут Матрёна, а вот матрёшка маленькая – её подружка». При сравнении матрёшек стимулировать детей к договариванию ваших фраз или к прямым ответам.
Воспитатель:
«Матрёшки мне сказали, что они принесли нам в подарочек красивый платочек и приглашают нас потанцевать с матрешками и платочком. Давайте потанцуем с нашими матрёшками под музыку.
(Дети выполняют игровые действия с матрёшками под музыку)
Воспитатель:
Как мы хорошо потанцевали и поиграли. Мне и Матрёше очень понравилось. Она ещё придёт к нам в гости и будет с нами играть. Скажем ей до свидания.
Дети прощаются с матрёшкой.
(средняя группа)
Тема:
У Матрешки – день рождения.
Цель:
Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке.
Формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Учить выделять некоторые знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук, видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.
Материалы и оборудование к занятию:
Сергиево-Посадские матрешки, платочек, бумажные силуэты матрешек с не раскрашенными фартуками, корзинка.
Предшествующая работа:
рассмотреть русский народный костюм.
Словарная работа:
разноцветная, радостная, грустная, расписная.
Ход занятия
Звучит русская народная песня. Воспитатель одета в русский народный костюм. В руках у воспитателя шкатулка. Педагог начинает занятие:
- Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала
Принесла корзинку вам.
В ней игрушки непростые
А волшебно-расписные.
Вынимает матрешек из корзинки, выставляет их на стол, приговаривая:
- Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе они живут,
Всех матрешками зовут.
Воспитатель предлагает рассмотреть матрешек, подержать, описать их, помогая вопросами:
- Как называется эта игрушка?
- Нравится ли она вам? Чем?
Предложить детям придумать имена матрешкам (самая большая - Матрешка, маленькая – Матрешка).
- Как можно играть матрешками (разбирать и собирать).
- Как одеты матрешки? (В красиво украшенные сарафаны, блузки, платки и фартуки)
Матрешки веселые и нарядные, сарафаны, платочки и кофточки у них разноцветные, праздничные, а на фартуках у них узоры.
Ребята, а еще у меня в шкатулке поздравительная открытка. Как вы думаете для чего она?
Правильно, эта открытка для поздравления. У самой большой матрешки сегодня день рождения давайте поздравим её.
(Матрешка, мы с ребятами поздравляем тебя с днем рождения, и желаем оставаться всегда такой же красивой.
Ребята, когда у вас день рождения мы водим всегда каравай, давайте и Матрешке поводим каравай. (игра каравай)
Любой ребенок берет матрешку в руки и встает в центре круга. Матрешка хвалится :
Я люблю, конечно, всех,
А вот …. больше всех.
-Каравай поводили, пора матрешке дарить подарки. Давайте подарим ей подружек. Чтобы она с ними в русской избе тоже водила хороводы.
(Воспитатель достает из шкатулки плоских матрешек.)
Ой, ребята, посмотрите, а матрешки так торопились на день рождения. Что забыли надеть свои красивые фартучки. Мы не можем таких матрешек подарить, что же делать?
- Давайте мы оденем матрешкам фартучки, красивые расписные, украсим их и только после этого подарим их нашей имениннице.
Дети, обращая внимание на деревянные матрешки, раскрашивают свои и дарят их матрешке.
(дети делают аппликацию, прикрепляют свои рисунки) Сделать веревочку на центральной стене с прищепками)
Далее воспитатель достает из корзины балалаечку, которую предлагает подарить матрешке.
Матрешка говорит нам спасибо за подарки. Ей очень понравились подружки и красивая балалаечка. Давайте поиграем с ней в игру «Ходит Ваня с балалаечкой»
Ребенок с балалаечкой в руках начинает игру.
На прощанье угощу я вас баранками да сушками.
(Дарит связку сушек и баранок дети уходят в группу)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ»
(средняя группа)
«Мы веселые матрешки»
Цель
Познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании сарафана для матрешки.
Задачи :
познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешкой;
учить различать матрешек по размеру;
активизировать словарь;
закрепить навык рисования красками;
учить ориентироваться на листе бумаги;
закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на всю поверхность бумаги;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
Материал и оборудование:
выставка игрушек матрешек;
плотный картон белого цвета;
вырезанные трафареты матрешек;
кисти;
гуашь.
Ход занятия
В группу входит бабушка Арина, которая интересуется, какими игрушками сейчас играют ребята. (Ответы детей) «Бабушка» принесла свою любимую игрушку. Какую? Надо отгадать загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (матрешка).
Дети угадывают, а «бабушка» открывает свой ларчик с матрешками и, пока раскрывает каждую, декламирует стихотворение:
Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней живет шестая.
А в шестой – седьмая…
Кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят…
Фигурка матрешки вырезана из дерева. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок (сколько пальчиков на ладошках). Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки расписывают. У каждой матрешки на голове платочек, под который убраны волосы, одежда яркая, красочная. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.
Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдет плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Они и детей приглашают поплясать с собой.
Физкультурная минутка «Матрешки».
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
Хлопки перед собой.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Руки на пояс, поочередно то правую ногу выставит вперед на пятку, то левую.
Влево, вправо наклонились,
Наклоны влево – вправо.
Всем знакомым поклонились.
Наклоны головы влево – вправо.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
Хлопки в ладоши перед собой.
Воспитатель предлагает детям сделать подарок для «бабушки» - нарисовать матрешек. Детям предлагаются чистые листы белого картона с нарисованными контурами матрешек, на которые впоследствии будут наложены вырезанные трафареты матрешек. Задача: нарисовать платок и сарафан матрешки необычным способом – тычком.
Дети опускают в гуашь тычки и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. (Кисточка «танцует» также как и веселая матрешка) При работе кисть в воду не опускается. На нарисованный детьми фон накладывается готовый с вырезным фартуком и платком трафарет матрешки.
Получились веселые красивые матрешки, благодаря которым у «бабушки» всегда будет хорошее настроение. «Бабушка» благодарит детей за подарки.
Мероприятия в рамках проекта:
Охват проекта:
Группа детей в кол-ве 22 человек,аудитория проекта-дети среднего возраста 4-5 лет, родители воспитанников.
Затраченные ресурсы:
Затраченные временные ресурсы 5 дней,финансовые ресурсы затрачены на укрепление материально-технической базы ДОУ и на реализацию проекта - 1300 руб.
Как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей; как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами. Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.