Людмила Дьяченко
План — конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Геометрические фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Детский сад № 284» ___
юридический адрес: 344058, г. Ростов-на-Дону, ул. Гризодубовой, 10 «а»
План – конспект
занятия по формированию элементарных математических представлений
Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Кудина Л. Н.
Публикация «План — конспект занятия по формированию элементарных математических представлений „Геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Развивать воображение, зрительное внимание, слуховую и зрительную память, связную речь, общую и мелкую моторику руки.
Побуждать к самостоятельности и активности при выполнении заданий.
Задачи: обучать детей зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.
Развивать умение ориентироваться в двух-и трехмерном пространстве в упражнениях на нахождение квадрата, треугольника, идентичного образцу.
Учить самостоятельно находить верные решения возникающих проблем.
Оборудование: конверт с заданиями и играми. Изображение двух человечков, составленных из геометрических фигур (головы-большие круги, глаза-маленькие круги, носы и рты-прямоугольники, руки-треугольники, ноги-круги; у одного человечка туловище-прямоугольник, у другого овал.
Карточки с заданиями из рабочей тетради к программе «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Математика для дошкольников» - «Геометрические тела и фигуры».
Сотовый телефон. Костюмы геометрических фигур.
Организация детей: они свободно располагаются вокруг столов, на которых работают.
Виды деятельности: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления.
Методические рекомендации: воспитатель создает условия для развития самостоятельности детей их логического мышления.
Ход занятия
В групповую комнату входят четыре ребенка в костюмах геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала.
Воспитатель: У нас гости. Если вы отгадаете загадки, то узнаете их имена.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Дети: Круг.
Четыре угла и четыре сторонки
Похожи, словно родные сестренки.
В ворота его не закатишь как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Дети: Квадрат.
У меня три угла и три стороны.
Эти три стороны могут разной быть длины.
Дети: Треугольник.
Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слёз,
Уже стал и вверх подрос.
Дети: Овал.
Воспитатель: Верно, имена наших гостей Круг, Квадрат, Треугольник и Овал.
Из кармана одного ребенка-геометрической фигуры (круг) раздаются сигналы сотового телефона.
Ребенок достает трубку и говорит» «Алло! Конечно, поможем». Затем передаёт телефон воспитателю.
Воспитатель: (приложив трубку к уху). Да, да, всё понятно! (убирает телефон). Дети, наших гостей просят срочно прибыть в соседнюю школу: они должны помочь первоклассникам познакомиться со сложной, но интересной наукой математикой. Жаль, что им нужно уходить. Но они оставляют нам конверт с заданиями и играми.
Дети в костюмах геометрических фигур прощаются и уходят, вручают воспитателю конверт.
Воспитатель. Давайте выполним задания Круга, Квадрата, Треугольника и Овала и поиграем в умные игры!
Задание «Человечки».
На доске картинки с изображением двух человечков, составленных из геометрических фигур.
Воспитатель. Чем похожи эти человечки и чем различаются!
Ответы детей.
Воспитатель создаёт условия для логического мышления детей, правильного выбора геометрических фигур для составления «Человечка».
Работа детей с раздаточным материалом.
Воспитатель. Наложите овал на прямоугольник. Что вы видите?
Дети. Из-под овала видны углы прямоугольника. У овала нет углов, а у прямоугольника есть.
Воспитатель. Наложите овал на треугольник. Что вы видите?
Дети. Из-под овала видны углы треугольника. У овала нет углов, а у треугольника есть.
Воспитатель. На какую фигуру похож овал?
Дети. На круг.
Воспитатель. Чем он похож на круг?
Дети. У него нет углов.
Воспитатель. Наложите круг на овал. Чем овал отличается от круга?
Дети. Он вытянут.
Воспитатель поощряет и обобщает ответы детей и продолжает формировать навыки логического мышления.
Проводится разминка.
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так…
По показу дети выполняют различные движения: подскоки с хлопками над головой, за спиной; прыжки вперед-назад, бег со сменой темпа (обычный, медленный, ходьба обычная.
Задание «Кошки».
Воспитатель. Рассмотрите внимательно рисунок, на котором изображены кошка-мама, кот-папа и котенок. Воспитатель обращает внимание на то, что кот-папа самый высокий. Определите, из каких фигур они составлены?
Дети. Кружок и треугольник.
Воспитатель. Какой треугольник нужен для котёнка? Для кошки-мамы? Для кота-папы?
Дети. Средний, маленький. Для кота-папы – самый высокий, но для этого рамку надо поставить в правильную позицию.
Воспитатель. Нарисуйте кошек, ориентируясь на образец. Если дети затрудняются, воспитатель при необходимости дает рекомендации и советы: чтобы найти нужную геометрическую фигуру, необходимо узнать её в другой позиции, затем повернуть рамку в требуемое для рисунка положение.
Воспитатель поощряет детей и продолжает формировать у детей логические мыслительные приёмы.
Игра «Узнай фигуру по описанию».
Воспитатель. У этой фигуры три угла и три стороны.
У фигуры нет углов, но это не овал.
У этой фигуры четыре угла, четыре стороны, противоположные стороны одинаковой длины.
У фигуры нет углов, но это не круг.
Ответы детей.
Работа по карточкам с заданиями «Геометрические фигуры».
У детей в тетрадях изображены геометрические фигуры (первый ряд – квадраты, второй ряд – два круга, треугольник).
Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры надо нарисовать? Сколько клеток пропущено между фигурами?»
Дети дорисовывают фигуры до конца строчек.
Вызванные дети по очереди рисуют по одной геометрической фигуре на доске.
Игры с геометрическими фигурами.
Воспитатель раздает детям квадраты, круги, треугольники, овалы, прямоугольники, вырезанные из бумаги разного цвета (каждому ребенку разное количество различных фигур). Поднимает один круг и спрашивает: «У кого два круга?» Дети, имеющие хотя бы два круга, поднимают их таким образом, чтобы все могли это видеть. Игра продолжается с использованием других геометрических фигур.
Результаты:
• Владеет навыками ориентироваться на комплекс признаков предметов (цвет, форму, величину, использует приём зарисовки геометрических фигур в клетку.
• Предлагает логическую последовательность в решении проблемы, предложенной в устной форме.
• Овладел умением кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
• Проявляет интеллектуальные эмоции (радость от успеха, удивления, догадку). Активен в коллективных видах деятельности.