Светлана Лобанцова
План-конспект занятия для детей подготовительной к школе логопедической группы по речевому развитию «Перелётные птицы»
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Омска «Детский сад комбинированного вида № 87»
План – конспект
занятия для детей
подготовительной к школе логопедической группы
по речевому развитию
Тема: «Перелётные птицы»
Учитель – логопед :
Лобанцова Светлана Александровна
Публикация «План-конспект занятия для детей подготовительной к школе логопедической группы по речевому развитию „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Высшая квалификационная категория
Омск – 2019г.
Интеграция:познавательное, социально – коммуникативное, физическое развитие.
Формы организации:решение проблемной ситуации, беседа.
Тема занятия : «Пересказ сказки «Как лебедь остался один».
Цель: Учить детей пересказыванию по сюжетной картине.
Задачи:
- Образовательные:
• Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины;
• учить логическому построению высказывания;
- Коррекционные:
• учить образовывать существительные мн. числа в И. п. ;
• учить образовывать существительные с помощью суффиксов – АТ, - ЯТ.
- Развивающие :
• Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
• Развивать общую и артикуляционную моторику;
• Развивать ориентировку на листе бумаги.
- Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
1. Аудиозапись: звуки осени;
2. Картинки с изображением перелётных птиц;
3. Зеркала (на каждого ребёнка);
4. Картинка с изображением вороны + красочно оформленный конверт;
5. Иллюстрация к сказке. (Цикл «Развивающие сказки» Н. В. Нищева)
6. Карточка с физминуткой;
7. Мягкий мяч;
8. Дидактическая игра «Соедини цифры по порядку»;
9. Подставки с карандашами.
10. Контейнеры с фишками для самооценки.
Содержание организованной образовательной деятельности:
Орг. момент.
Дети заходят в группу и становятся у доски полукругом.
Эмоциональный настрой:
• Посмотрите Вы на нас! (Руки в центр круга)
Мы – ребята, суперкласс! (Руки к себе, большой палец вверх)
Дружные и смелые, (Обнялись, руки на плечи соседа)
А ещё умелые!
Можем многое мы делать (Шагать на месте)
Клеить, резать, шить, плести (Движения по тексту)
Хорошо себя вести! (Обнять себя за плечи)
Посмотрите Вы на нас! (Руки в центр круга)
Мы – ребята, суперкласс! (Руки к себе, большой палец вверх)
(Логопед предлагает детям прослушать запись)
На ноутбуке запись звуков осени.
Логопед : - Звуки какого времени года вы услышали?
Дети: - Мы услышали звуки осени.
Логопед : - Как вы догадались?
Дети: - Мы слышали шум дождя, голоса птиц, которые улетают на юг.
Логопед : - Птицы стаями летят.
Грустно. Дождь и листопад.
Ветер в небе листья носит,
Потому что, это…
Дети:- Осень.
Логопед : - Какие же птицы улетают от нас осенью? Начните свой ответ со слов:
• Осенью улетают …
(Дети называют перелётных птиц, логопед выставляет картинки с их изображением)
Логопед : - Как назвать их всех вместе?
Дети: - Это перелётные птицы.
Логопед : - Кто из вас догадался, о ком мы будем говорить на занятии?
Дети: - Сегодня мы будем говорить о перелётных птицах.
Логопед : - Мы все сегодня на занятии :
• Вспомним названия перелётных птиц и их детёнышей;
• Выполним артикуляционную гимнастику;
• Будем слушать и учиться пересказывать сказку;
• Каждый из вас: будет соединять цифры по порядку;
• Работать в парах и помогать своему товарищу;
• Отвечать полным предложением.
После каждого выполненного задания, вы будете себя оценивать. Если задание вы выполнили правильно, самостоятельно, то вы возьмёте ЗЕЛЁНУЮ фишку. Если затруднялись или вам была нужна помощь – жёлтую фишку. А если совсем ничего не получилось – красную. В конце занятия у вас будет 5 фишек : если они все будут зелёными или 2 из них жёлтые, то вы молодцы. Хорошо потрудились. Если будет много жёлтых и красных, то в следующий раз вам надо постараться.
Логопед : - Но, сначала вспомним правило:
• Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, чётко говорим
Никогда мы не спешим.
(Слышится голос вороны)
Логопед : - Кто это?
Дети: - Это ворона.
Логопед : - Что она говорит? Что случилось?
- Чтобы понять, что говорит ворона, давайте выполним артикуляционную
гимнастику.
(Дети подходят к столам, на которых лежат зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику)
• «Как язычок спас ворону от кошки»
Стоял тёплый осенний денёк. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар – кар – кар!» Он огляделся осторонам (упражнение «Часики» : двигать языком вправо – влево) и раскрошил маленькую булочку. Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая чёрная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упражнение «Качели» : касаться языком то верхней, то нижней губы).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица,и он стал её передразнивать (упражнение «Утиный клювик» : втянуть щёки и удержать зубами, двигать губами, как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из – за дерева появилась сердитая кошка. Она распушила свой хвост и выгнула рыжую спинку (упражнение «Сердитая кошка» : язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта). Ворона испугалась. Она взлетела в небо и стала долго кружить (упражнение «Варенье» : облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упражнение «Чашечка» : поднять боковые края языка и удержать под счёт до 5) и дал её немного полакать (лакать молоко как кошка).
Совсем скоро кошка выпила всё молочко, и блюдце оказалось пустым (упражнение «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упражнение «Варенье», кошка залезла на дерево и крепко уснула.
Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упражнение «Качели»).
Когда язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упражнение «Улыбочка» + упражнение «Сердитая кошка» :улыбнуться, обнажив зубки, затем открыть рот, язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта).
Оценка этапа: - А теперь оцените себя. Всё ли у вас получилось?Если все упражнения вы выполнили правильно, самостоятельно, то вы возьмёте ЗЕЛЁНУЮ фишку. Если затруднялись или вам была нужна помощь – жёлтую фишку. А если совсем ничего не получилось – красную.
(Дети оценивают себя)
Логопед : - Ребята, посмотрите, у Вороны для вас письмо.
(Логопед показывает красочно оформленный конверт)
Логопед : - Давайте откроем и посмотрим, что там.
(В конверте письмо. На нё м большими буквами написано: ПОМОГИТЕ)
Логопед : - Дети, прочитайте, что хочет сказать нам Ворона (Дети читают).
- Ворона говорит, что не все птицы улетели на юг. И приглашает нас всех
в осенний парк, к пруду.
- А теперь: раз, два, три ты налево повернись и в парке ты очутись.
(Логопед показывает иллюстрацию к сказке)
Логопед : - Рассаживайтесь поудобнее, я расскажу вам сказку «Как лебедь остался
один».
(Логопед читает сказку «Как лебедь остался один» из цикла занятий «Развивающие сказки» Н. В. Нищевой)
Логопед : - Какую сказку я вам прочитала?
Дети: - Сказка называется «Как лебедь остался один».
Логопед : - Расскажите, как описана природа в начале сказки?
Дети: - Наступила осень. По небу плыли тучи. Листья на деревьях стали
жёлтыми.
Логопед : - Куда пошла девочка?
Дети: - Девочка пошла на прогулку в сад.
Логопед : - Кого увидела там девочка?
Дети: - Она увидела белого лебедя.
Логопед : - А почему в сказке лебедь был один?
Дети: - Он защищал своих лебедят от злых людей, сломал крыло и не смог
улететь на юг. А другие лебеди улетели.
Логопед : - А почему ворона назвала этих людей злыми?
Дети: - Эти люди хотели поймать лебедят, а к природе надо относиться
бережно. Пусть птицы живут на воле, их не надо ловить.
Логопед : - Где же остался зимовать лебедь?
Дети: - Он будет зимовать в домике посреди пруда. А девочка будет
приносить ему угощение.
Логопед : - Какое у вас было настроение, когда я рассказывала вам сказку?
Дети: - Было грустно. Было очень жалко лебедя.
Оценка этапа:- А теперь снова оцените себя. Всё ли у вас получилось? Если на все вопросы вы ответили правильно, полными предложениями, то вы возьмёте ЗЕЛЁНУЮ фишку. Если затруднялись или вам была нужна помощь – жёлтую фишку. А если совсем ничего не получилось – красную.
Логопед : - Чтобы вам было не так грустно, давайте выполним пальчиковую
гимнастику «Перелётные птицы»
(Дети выходят к доске полукругом и вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику «Перелётные птицы»)
Логопед : - Давайте вспомним, с кем улетают вместе на юг перелётные птицы?
(Игра с мячом)
• Утки улетают с утятами;
• Гуси улетают с гусятами;
• Лебеди улетают с лебедятами;
• Скворцы улетают со скворчатами;
• Журавли улетают с журавлятами;
• Аисты улетают с аистятами;
• Кукушки улетают с кукушатами;
• Грачи улетают с грачатами.
Логопед : - Теперь давайте по цепочке расскажем эту сказку. А Ворона пусть
посидит и послушает.
Оценка этапа:- Оцените себя. Всё ли у вас получилось? Если вы ответили правильно, то вы возьмёте ЗЕЛЁНУЮ фишку. Если затруднялись или вам была нужна помощь – жёлтую фишку. А если совсем ничего не получилось – красную.
(Дети по цепочке пересказывают сказку.)
Оценка этапа:- А теперь снова оцените себя. Всё ли у вас получилось? Если вы рассказывали правильно, полными предложениями, то вы возьмёте ЗЕЛЁНУЮ фишку. Если затруднялись или вам была нужна помощь – жёлтую фишку. А если совсем ничего не получилось – красную.
Логопед : - А чтобы лебедю было не так одиноко и грустно, давайте подарим ему
«фотографии» его друзей. Для этого пройдите к своим столам.
Соедините цифры по порядку, и у вас получится «фотография».
(Дети выполняют задание)
Логопед :- А теперь поменяйтесь «фотографиями» со своим соседом и проверьте,
правильно ли они соединили цифры по порядку.
(Дети обмениваются листами и проверяют своих соседей)
Оценка этапа:- А теперь оцените себя. Всё ли у вас получилось? Если вы соединили все цифры правильно, то вы возьмёте ЗЕЛЁНУЮ фишку. Если затруднялись или вам была нужна помощь – жёлтую фишку. А если совсем ничего не получилось – красную.
Итог НОД:
Логопед : - Дети, мы помогли Вороне сказку пересказать?
Дети: - Да, помогли.
Логопед : - Как мы помогли? Что делали?
Дети: - Называли перелётных птиц и их детёнышей;
- Выполняли артикуляционную гимнастику;
- Слушали и пересказывали сказку;
- Соединяли цифры по порядку;
Логопед :- Ребята, теперь посмотрите на свои фишки.
(Дети объясняют свой выбор. Затем выставляют «фотографии» рядом с иллюстрацией).