Михаил Иванов
План-конспект вводной тренировки по спортивно-прикладному фехтованию для детей среднего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Основой для всех направлений фехтования, которые изучаются в клубе «Байлун» (ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского», г. Москва, является «Singlestick» - упрощенное фехтование на саблях, которое закладывает основы культуры движений фехтовальщика.
«Singlestick» - это весьма популярное в прошлом направление фехтования, которое использовалось в армиях и на флотах многих европейских государств как средство двигательной активности и простое средство обучения бою на тесаках, палашах, пехотных и абордажных саблях. Однажды этот вид фехтования был даже включен в программу летних Олимпийских Игр (1904 г.).
Публикация «План-конспект вводной тренировки по спортивно-прикладному фехтованию для детей среднего школьного возраста» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Большинство технических приемов совпадает с таковыми в спортивном фехтовании на саблях.
Организационно-методические указания
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность тренировки: 90 минут.
Цель: знакомство с базовыми техниками фехтования.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с основными техническими приемами;
- ввести понятие технических приемов и боевых действий;
- дать общее представление о боевом взаимодействии;
- заложить основы правильного выполнения технических приемов и контроля дистанции;
- вызвать интерес к дальнейшим занятиям.
Развивающие:
- развить глазомер, мелкую моторику кисти и пальцев;
- развить основные физические качества – силу, гибкость, быстроту, ловкость, выносливость;
- развить точность и специальную координацию движений.
Воспитательные:
- приобщать к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов;
- формировать эмоционально положительное отношение и интерес к двигательной активности и интерес к занятию фехтованием.
Оборудование:
- спортивные сабли или пластиковые палки соответствующей длинны и веса (по количеству учеников);
- фехтовальные маски или шлемы со сплошным пластиковым забралом (по количеству участников).
Методы:
- вербальный (словесный) метод;
- наглядный метод (показ техники тренером, просмотр учебных видеофильмов);
- практический метод.
Методические материалы – список приведен в конце конспекта
Содержание тренировки
Вводная часть (20 минут)
1. Построение и приветствие. Рассказ о видах и направлениях фехтования. Рассказ о том, что будет изучаться на тренировке.
2. Выполнение комплекса общей разминки стоя на месте и в беге по залу.
3. Выполнение комплекса специальной разминки с оружием на месте и в передвижениях (махи, вращения, балансировки и т. д.).
4. Выполнение упражнений для увеличения гибкости ног и пояса нижних конечностей.
5. Знакомство с упражнением «шпагат».
Основная часть (60 минут)
1. Исходное положение и приветствие
Стойка «смирно», оружие в опущенной левой руке. Исходное положение принимается из положения «смирно» в два счета: на счет «раз» сделать полповорота налево, сохраняя лицо обращенным к партнеру, взяться правой рукой за рукоятку сабли. На счет «два» приставить правую ступню с носком, обращенным в сторону партнера, пяткой - к пятке левой ноги, вынести правой рукой саблю наклонно вперед, лезвием вперед и вверх-направо. Левую руку, свободно согнутую, с кистью, сжатой в кулак, положить на талию, пальцами вниз.
Для приветствия необходимо из И. П. поднять саблю гардой на уровень лица и опустить острием вперед-вниз.
2. Держание сабли
Рукоятка лежит на сочленении первой и второй фаланг указательного пальца, большой палец сверху на рукоятке, остальные пальцы обхватывают рукоятку снизу и прижимают к мякоти ладони у основания мизинца. Саблю надо держать легко, без излишнего напряжения в пальцах.
3. Базовая стойка и передвижения
Основная фехтовальная стойка - боевая стойка выполняется из исходного положения. Для этого надо отставить левую ногу примерно на полторы ступни назад и согнуть ноги так, чтобы колени были согнуты равномерно. Вооруженная рука мягко сгибается, кисть - немного ниже или на уровне локтя, острие оружия против правого глаза, лезвие направлено вперед-вниз-вправо. Невооруженная рука свободно согнута, кисть слегка сжата в кулак и упирается в талию тыльной стороной пальцами вниз, как в исходном положении.
Обратить внимание на – равномерное сгибание коленей, направление сгибания коленей, положение оружия.
Передвижение по площадке осуществляется приставными шагами. Вперед – сначала шаг делает впереди стоящая нога, затем (в положение боевой стойки) подшагивает сзади стоящая нога. Назад шаг осуществляется аналогично, начиная с сзади стоящей ноги.
Шаг вправо начинается с правой ноги, затем подтягивается левая, шаг влево, а левой.
Обратить внимание на то, что стопы переставляются с небольшим отрывом от пола, а не скольжением по полу.
4. Базовые удары
Нанесение ударов по мишени (маске, висящей на стене или удерживаемой партнером на вытянутой руке):
- на месте с выпрямленной рукой только за счет движения пальцев и кисти;
- непрерывная серия ударов легкими постукиваниями по маске, выполняемая только за счет движения кисти и пальцев;
- на месте с выпрямлением руки из боевой стойки;
- с шагом вперед.
Удары наносятся сверху, справа и слева. Вначале выполняются отдельные удары, затем комбинации по 2 и по 3 удара с разных направлений. Обратить внимание на то, что изменение направления ударов происходит только за счет движений в лучезапястном суставе и работой пальцев. Амплитуда движений минимальна.
При выполнении ударов с шагом особое внимание следует обратить на то, что движение руки с оружием опережает движение шага в начальной фазе.
5. Позиции и защиты
Позиции служат как исходными положениями для атак, так и конечными положениями защит оружием.
Основными позициями являются:
- 3-я, защищающая от атак в правый верхний сектор;
- 4-я, защищающая от атак в левый верхний сектор;
- 5-я, защищающая от атак сверху.
6. Упражнения с взаимопомощью в атаках и защитах
Упражнения выполняются в фехтовальных масках.
Важная особенность – в этих упражнениях партнеры изучают и совершенствуют базовые технические приемы атаки и защиты, без конфликтного взаимодействия.
Упражнение 1. Партнер А с шагом вперед выполняет атаку ударом по маске сверху. Партнер Б, стоя на месте или делая шаг назад, выполняет пятую защиту.
Упражнение 2. Партнер А с шагом вперед выполняет атаку ударом по маске справа. Партнер Б, стоя на месте или делая шаг назад, выполняет четвертую защиту.
Упражнение 3. Партнер А с шагом вперед выполняет атаку ударом по маске слева. Партнер Б, стоя на месте или делая шаг назад, выполняет третью защиту.
Обратить внимание на – правильность выполнения технических приемов. Избегать превращения упражнений в поединки.
7. Парад-рипостная игра
Парад-рипостная игра заключается в следующем: два ученика, находясь на дистанции, заданной тренером, поочередно наносят друг другу условные удары в определенные области тела и, соответственно защитившись, выполняют аналогичные действия. Это циклическое упражнение.
Упражнение 1. Парад-рипостная игра с атакой ударом сверху по маске и пятой защитой.
Упражнение может выполняться стоя на месте и в приставных шагах вперед и назад.
Обратить внимание на слитность и непрерывность движений, отсутствие пауз.
Заключительная часть (10 минут)
1. Упражнения общей физической подготовки.
2. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
Список использованных материалов
1. Блеер А. Н. Самооборона подручными средствами: Техника. Тактика. Психология / А. Н. Блеер, Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович. - М. : Терра-спорт: Олимпия Пресс, 2006. - 143 с. : ил.
2. Иванов М. К. Видео и конспект занятия «Первые шаги» по спортивно-прикладному фехтованию для детей среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-pervye-shagi-po-sportivno-prikladnomu-fehtovaniyu-dlja-detei-srednego-shkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения 25.02.2023)
3. Иванов М. К. Конспект занятия по основам спортивно-прикладного фехтования для детей среднего школьного возраста / М. К. Иванов // Международный педагогический журнал «Наука 21 века», сборник статей, апрель 2019, часть 18. С. 27-29.
4. Иванов М. К. Обучение детей школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию в системе дополнительного образования / М. К. Иванов // Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, апрель 2019, часть 7. С. 50-52.
5. Кортес Балбино Фехтование испанской саблей и палкой / Балбино Кортес. - [б. м. ]: Издательские решения, 2020. – 88 с.
6. Мовшович А. Д. Примерная программа подготовки по виду спорта «Фехтование». Методическое пособие / А. Д. Мовшович, Л. Г. Рыжкова. – М. : 2016. – 252 с.
7. Мовшович А. Д. Примерная программа подготовки юных арт-фехтовальщиков. Первый год обучения / А. Д. Мовшович, В. М. Лихтаренко. – [б. м. ]: Издательские решения, 2021. – 66 с.
8. Рибони Джузеппе Фехтование палашом и палкой / Джузеппе Рибони. - [б. м. ]: Издательские решения, 2020. – 76 с.
9. Рыжкова Л. Г. Фехтование: Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта для реализации в организациях дополнительного образования в группах спортивно-оздоровительного этапа подготовки / Л. Г. Рыжкова, А. Д. Мовшович, Ю. М. Бычков. – М. : Человек, 2015. – 56 с.
10. Тышлер Д. А. Педагогические основы первоначального обучения и тренировки / Д. А. Тышлер, Л. Г. Рыжкова, И. М. Дзоблава / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2014, № 3. С. 34-36.
11. Тышлер Д. А. Физическая подготовка юных фехтовальщиков / Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович. – М. : Советский спорт, 1996. – 78 с. : ил.
12. Singlestick [Электронный документ] Режим доступа - https://en.wikipedia.org/wiki/Singlestick (Дата обращения 25.02.2023)