Михаил Иванов
Видео и план-конспект тренировки по базовой технике меча в айкидо для детей среднего и старшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Айкидо - это современное боевое искусство, созданное О-сэнсеем Морихеем Уэсибой в первой половине ХХ в. Несмотря на то, что основная часть техник айкидо выполняется без оружия, в основе их лежат движения, истоки которых лежат в традиционном японском фехтовании на мечах (кендзюцу) и копьях (яри-дзюцу). Как наследие этого, в айкидо есть оружейный раздел, где изучаются упражнения в мечом-боккеном, палкой-дзё и кинжалом-танто, иногда дополнительно изучаются техники короткой палки – ханбо и танбо.
Темочки:
- Видео
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
В современном айкидо деревянный меч-боккен используется не только как имитатор боевого меча, но и как спортивный снаряд, предназначенный для выполнения упражнений специальной физической подготовки (СФП). Раздел СФП с боккеном называется айкикен – меч айкидо. Необходимо понимать, что это не фехтование, а именно подводящие и имитационные упражнения.
Основные их задачи:
- укрепить мышцы рук и плечевого пояса, особенно запястья и кисти;
- выработать правильную траекторию движений;
- выработать чувство дистанции и времени;
- выработать своевременность выполняемых действий (авасэ).
Все это приводит к тому, что часть упражнений с мечом была видоизменена для лучшего решения этих задач, пожертвовав практичностью техник для фехтовального поединка.
Видео: https://www.youtube.com/embed/ftx8bJOkrOIОрганизационно-методические указания
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность тренировки: 90 минут.
Цель: знакомство с базовыми техниками меча в айкидо (айкикен).
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с оружейным разделом айкидо;
- обучить их техническим приемам с мечом – субури и кумитачи;
- заложить основы правильного выполнения технических приемов в соответствии с задачами обучения базовой технике айкидо;
- вызвать интерес к дальнейшим занятиям.
Развивающие:
- развить силу и силовую выносливость;
- развить точность и специальную координацию движений.
Воспитательные:
- приобщать к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов;
- формировать эмоционально положительное отношение и интерес к двигательной активности и интерес к занятию айкидо.
Оборудование:
- тренировочные мечи-боккен (по количеству учеников).
Методы:
- вербальный (словесный) метод;
- наглядный метод (показ техники тренером, просмотр учебных видеофильмов);
- практический метод.
Методические материалы – список приведен в конце конспекта
Содержание тренировки
Вводная часть (15 минут)
1. Построение и приветствие. Рассказ о том, что будет изучаться на тренировке.
2. Выполнение комплекса общей разминки стоя на месте и в беге по залу.
Основная часть (65 минут)
1. Исходное положение и приветствие.
Ноги вместе, руки опущены вниз, меч удерживаем левой рукой за «лезвие» у рукоятки, «лезвие» меча направлено вверх.
Поклон «рэй» выполняется на 4 счета наклоном вперед в пояснице – на счет «раз» наклониться, на счет «два-три» удерживать положение поклона, на счет «четыре» выпрямиться.
Взгляд направлен вперед.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Введение Айкидо это современное боевое искусство созданное О сэнсеем Морихеем Уэсибой в первой половине ХХ в](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1775956-1677358130.jpg)
2. Хват меча.
Боккен удерживается двумя руками. Левая расположена на конце рукоятки, правая на ладонь выше. Хват диагональный.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Несмотря на то что основная часть техник айкидо выполняется без оружия в основе их лежат движения истоки которых лежат в традиционном японском фехтовании на мечах кендзюцу и копьях яри дзюцу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1775956-1677358143.jpg)
3. Базовая стойка.
Меч удерживается правильным хватом, кончик меча на уровне носа. Корпус вертикально. Правая нога выставлена вперед примерно на длину стопы и слегка согнута в колене. Левая нога прямая. Стопы плотно прижаты к полу.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Как наследие этого в айкидо есть оружейный раздел где изучаются упражнения в мечом боккеном палкой дзё и кинжалом танто иногда дополнительно изучаются техники короткой палки ханбо и танбо](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1775956-1677358158.jpg)
4. Замах для удара.
При замахе меч поднимается над головой, а затем опускается вдоль спины.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Темочки Видео Старшая группа Старшая школа](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1775956-1677358170.jpg)
5. Базовый удар.
Выполняется в вертикальной плоскости из положения замаха. Заканчивается удар в тот момент, когда меч оказывается перед животом в горизонтальном положении. В конце удара, для увеличения усилия, кисти производят встречное «выжимающее» движение на рукояти. Затем меч возвращается в исходное положение.
Базовый удар выполняется в следующих положениях:
- в стойке с параллельными стопами, расставленными на ширину плеч;
- с замахом в стойке и ударом с одновременным приседанием в положение «сонкё» - глубокий присед на носках с широко разведенными коленями;
- одной рукой (правой и левой);
- в базовой стойке.
6. Субури №1.
Первое упражнение (субури) представляет собой сочетание базового удара с приставным шагом вперед.
Замах производится на месте.
Затем выполняется шаг вперед с ударом мечом. Следует обратить внимание на то, что удар начинается первым, затем следует шаг, но окончание шага и удара совпадают.
Меч возвращается в исходное положение и, затем, выполняется шаг назад.
7. Кумитачи №1.
Первое парное упражнение. Роли в упражнении заранее расписаны. Это формальное упражнение, а не спарринг.
Исходное положение – базовая стойка, дистанция (ма-ай) – 1,8-2 м.
Уке (атакующий) с шагом вперед выполняет вертикальный удар («мэн») в голову тори (защищающегося). Одновременно с началом движения уке, тори делает уход-ирими вправо и наносит своим мечом удар по предплечьям уке («котэ»).
Затем партнеры меняются ролями.
Особое внимание необходимо обратить на следующие моменты:
- правильная исходная дистанция;
- все удары и движения выполняются в среднем темпе, удары не доводятся до конца;
- для контактной отработки следует использовать мечи-синаи и защитное снаряжение (богу) или мечи-тёкены для спочан;
- своевременность начала действий тори.
Заключительная часть (10 минут)
1. Выполнение комплекса «растяжки».
2. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
Список использованных материалов
1. Иванов М. К. Развитие координационных способностей детей при помощи упражнений с гимнастическими палками / М. К. Иванов // «Развитие в интересах ребенка»: сборник научно-методических материалов Третьего всероссийского педагогического фестиваля «Берега Детства». - М., ИППД РАО, Экшен, 2014, С. 199-201.
2. Мисцуги Саотомэ. Принципы Айкидо / Саотомэ Митцуги. - СПб. : Папирус, 1996.- 275 с.
3. Одзава Хироси Кэндо. Полное практическое руководство / Хироси Одзава. – К. : «София», 2000. – 192 с. : ил.
4. Сиода Годзо Айкидо. Мастер-курс / Годзо Сиода, Ясухиса Сиода. – К. : «София», 2000. – 208 с. : ил.
5. Тедеев Д. Ю. Айкидо и оружие (Практическое пособие) / Д. Ю. Тедеев. – Мн. : Харвест, 2004. – 752 с. : ил.
6. Чой М. Кэндо – путь меча для начинающих / М. Чой. – Ростов/нД. : Феникс, 2005. – 120 с.
7. Saito Morihiro Traditional Aikido - Volume 1 - Basic Techniques / Morihiro Saito. – Tokyo, Japan, Minato Reserch & Publishing Cо., LTD, 1973
8. Saito Morihiro Traditional Aikido - Volume 2 - Advanced Techniques / Morihiro Saito. – Tokyo, Japan, Minato Reserch & Publishing Cо., LTD, 1973