Светлана Ильющенкова
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Почва»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: "Почва"
ЦЕЛЬ:
Познакомить с процессом образования почвы.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Выделить основное свойство почвы - плодородие.
ЗАДАЧИ:
1.
Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность, коммуникативные качества, умение сотрудничать друг с другом.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
Публикация «План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему „Почва“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Почва. Исследуем почву
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве.
5. Формировать учебную самостоятельность учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Плакат «Срез почвы».
Плакат «Федор студеный».
Карточки с текстом "Минеральные соли"(20 шт.);
Контрольный лист "Почва" (1 общий + 4 групповых);
Контрольный лист «Опыты» (1 общий + 4 групповых);
Образцы почв (раздаточный материал 25 шт.);
Стеклянные стаканы (5 шт.);
Стеклянные палочки (5 шт.);
Таблица «Виды почв».
Штатив;
Лупы;
Ход УРОКА.
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
- На прошлых уроках мы с вами изучали свойства воздуха и смотрели фильм «Значение воды для всего живого на планете». И у вас было задание сделать выводы и подготовить сообщение по темам «Значение воды для человека», «Значение воды для растений», «Значение воды для животных», «Охрана воды». Пожалуйста, представьте свои работы.
Учащиеся разделены на группы.
(Выходят по сотруднику из группы, делают сообщение и представляют
плакаты по своей теме.)
II. Определение новой темы и плана работы
-Какое сегодня число?
- Откройте календарь погоды. Дайте характеристику погоды на 21 ноября.
- Ребята, существует много народных примет, по которым люди определяют какое будет лето, урожай.
- В календарях погоды обведите 24 ноября.
- Этот день по народной примете называется "Федор Студеный". «Со Студита стужа- что ни день, то хуже» (плакат).
- Как Вы понимаете эту народную примету? (выслушиваются ответы детей)
В народе примечали: если в этот день температура воздуха от 0 до - 5, то зима ожидается безсильных морозов, а если температура воздуха ниже -5, то ждать зиму с крепкими морозами. «Если день Федора Студита бывает тепел- то зима будет тепла, если же холоден- то вся зима холодна» (плакат). Поэтому, обратите внимание на температуру воздуха 24 ноября, занесите данные в календарь природы и сделайте вывод «Какая будет зима, если судить по этой народной примете. Есть еще одна народная примета «Федор студит - землю студит»(плакат).
- А что такое земля? (открывается на доске плакат «Срез земли»).
-Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")
-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
-Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")
-Научные сотрудники работают по плану и наша с вами первая задача составить план работы на уроке. С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопр- Знаете ли Вы, что такое почва?
- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва?")
-Что еще хотели бы узнать о почве?
-Какими свойствами она обладает? (На доску вывешивается следующая табличка "Свойство почвы")
-Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
-Значит, с чем познакомимся? Кто догадался? Познакомимся с видами почв. (Ниже вывешивается табличка "Виды почв")
-А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка "Почва человеку")
"Что такое почва?"
"Свойства почвы
"Виды почв"
"Почва человеку"
- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)
III. Изучение нового материла.
- Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва? Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? Наш плакат «Срез земли». Внимательно рассмотрите верхний слой. Какого он цвета? Сделайте вывод. Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. (На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")
-Ответили на первый пункт плана? (Да) Переходим к выполнению следующего пункта плана.
2. Свойства почвы.
С какими свойствами почвы Вы познакомились ранее? (Способность пропускать воду) Рассмотрите еще раз верхний слой почвы. Что увидели? (траву, растения, деревья). Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды) Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? Это - плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом "Плодородие")
- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"? (Работа со словарем). Прочитаем значение этого слова в толковом словаре. Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие) Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.) Проверить ваши предположения нам помогут опыты. Сейчас каждое звено будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будем записывать в таблицу (На доске висит таблица для заполнения).
1 опыт.
- Через лупу рассмотрите почву. Запишите свои наблюдения в таблицу. Какие частицы вы увидели? (Песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых) Кто знает, как это называется одним словом? (Перегной) Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")
2 опыт.
- Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней. Что заметили? (Пузырьки). Сделайте вывод. (В почве есть воздух). Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.
3 опыт. Нагревание почвы.
При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая с сухим горючим и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Дети внимательно наблюдают. На стекле появляются капли воды и белый налет.
- Что же это такое? (Вода и минеральные соли). О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке. (Приложение№2) Что интересного узнали о роли минеральных солей?
3. Виды почвы.
- Над чем будем работать сейчас? (Обращаемся к плану).
- Правильно. Познакомимся с видами почв.
- Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.
- Что заметили?
-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.
- А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)
- Откройте учебник на странице 66 и прочитайте третий абзац.
- О каких видах почвы прочитали?
(На доске появляется таблица с видами почв " Черноземная, песчаная, торфяная, подзолистая")
-Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте. В группах обсудите, какая почва находится в каждом пакете и разложите в том порядке, в каком записаны названия почв в таблице. (Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу. Затем проверяем результат и сравниваем с образцом, который собрал учитель).
Теперь наша задача описать каждый вид почвы и занести результаты в таблицу. Первая группа описывает чернозем, вторая – песчаную почву, третья – торфяную, четвертая – подзолистую.
- Итак, каковы результаты?
1. Черноземная. (Цвет черный, жирная, если трогать руками).
2. Подзолистая. (Цвет похож на золу).
3. Глинистая. (Цвет желто - красный. Скатывается в комок).
4. Песчаная. (Преобладает песок. Цвет серый.).
-Какой признак стал основным и помог вам определить вид почвы. (Цвет).
IV. Выводы. Домашнее задание.
- Наш урок подошел к концу. На все ли пункты плана ответили? (Нет).
-На какие пункты плана ответили? Что узнали? Сделайте вывод. (Формулировка вывода в группах. Ответы представителей групп. Подведение итога учителем).
-Какой пункт плана не выполнили? (Почва человеку). На этот пункт плана вы ответите дома.
V.Оценивание работы класса, звеньев, учащихся.