Наталия Ефремова
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе «А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс : 4
Предмет: литературное чтение
УМК: Школа России
Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская
Тема урока : Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Тип урока : урок закрепления изученного.
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Конспекты занятий
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Цели: познакомить обучающихся со сказкой А. С. Пушкина; учить анализировать поступки героев и давать краткую характеристику их; аргументированно отстаивать свою точку зрения; обучать грамотному выразительному чтению; воспитывать культуру речи интерес к художественной литературе; учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
Оборудование: учебник литературного чтения под редакцией Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, 4 класс, 1 часть, карточки, реквизиты для инсценирования, мультимедийная презентация, компьютер, проектор.
Планируемые результаты :
Предметные:
Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
Личностные.
Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
Основные понятия: сказка, положительные, отрицательные герои.
Оборудование урока : текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А. С. Пушкина, толковые словари, рабочие тетради.
Технические средства обучения: компьютер, проектор
Ход урока:
I Орг. момент.
II Речевая разминка.
На фоне музыки из передачи «В гостях у сказки» ученики читают стихи.
На стульях сидят шалунишки,
Листают волшебные книжки,
Ожидание чуда, благости
Всех коснется к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
Задание: 1. Прочитать про себя (пока звучит музыка)
2. Прочитать медленно, вслух.
3. Прочитать немного быстрее, передавая чувство радости.
III Актуализация знаний
Учитель: «У меня на столе лежат 2 предмета: яблоко и зеркало. Как вы думаете, с какой сказкой они связаны?» (Ответы детей)
Беседа по вопросам.
1)Что можно узнать из названия?
2)Какая это сказка?
3)Кто автор?
4)Кто такая царевна?
5)Кто такие богатыри?
Работа со словарями Ожегова и Даля.
Учитель: «Докажите, что это сказка, а не былина» (ответы детей)
Словарная работа.
Учащиеся объясняют значение слов.
1)инда очи- («инда»-даже, «очи»-глаза)
2) ломлива -капризна
3)кроткий нрав - спокойный, смирный
4)Чернавка- служанка, выполняющая черную работу
5)Тужит- горюет
6)Черница- монашенка
IV. Работа по теме урока.
Учитель:
Что ж, ребята, молодцы,
Потрудились от души.
Книга раскрывается,
Сказка начинается.
Работа по учебнику, стр. 78.
В начале ученики слушают чтение сказки в исполнении диктора (звучит аудиозапись).
Затем 3 человека читают наизусть по ролям.
Беседа по вопросам.
1)Опишите царицу, какой вы увидели ее (умная, красивая, гордая, капризная, своенравная).
2)Много ли было у нее друзей?
3)Почему красота царицы не радует нас?
Чтение сказки по цепочке (стр. 79-80, до слов… «140 теремов»)
Учитель: «Какой перед нами предстает царевна?» (Молодой, красивой, кроткого нрава, счастливой)
«С чем сравнивает А. С. Пушкин свою героиню?» (С цветком)
Постановка учебной задачи
Учитель открывает на доске карточки со словами «Царица», «Царевна» и спрашивает учеников о том, чем предположительно будут заниматься на уроке. (Сравнивать поступки героев и составлять характеристики).
V Продолжение работы по теме урока.
Чтение по ролям наизусть (сценка) – до стр. 81
Беседа по вопросам.
1)Какая здесь предстает перед нами царица? (Гневная, завистливая, жестокая).
2)Что значит выражение «черной зависти полна?»
3)Бывает ли «Белая зависть»?
Пантомима. (стр. 81)
Две ученицы пытаются при помощи жестов показать чувства царевны, попавшей в лес по приказу злой мачехи и оставленной там на съедение волкам.
Учитель: «А здесь какой мы видим царевну?» (Испуганной)
Фронтальная беседа по содержанию.
1)Что же происходит тем временем дома?
2)На что набрела в лесу царевна?
3)Как встретил ее пес?
4)Как это характеризует царевну?
5)Что делает царевна в тереме в отсутствии хозяев7
6)О чем это говорит?
7)Какими перед нами предстают богатыри?
8)Почему царевна не сразу выходит к богатырям?
9)Какое еще качество было у царевны?
Все качества записаны на листочках, которые ученики прикрепляют на доску под соответствующими карточками (добрая, трудолюбивая, верующая, скромная, хорошо воспитана)
VI Физкультминутка «Богатыри»
VII Продолжение беседы по вопросам.
1)Как жилось царевне в лесу у богатырей?
2)Почему она отказалась выйти замуж? (верная, преданная)
3)Как богатыри восприняли ее отказ? (смирились, уважительно)
4)Как царица узнала, что царевна жива?
5)Какое решение она принимает?
6)Какая здесь царица? (безумная)
Работа с иллюстрацией (приход Черницы)- работа по учебнику, стр. 86-87.
Дети зачитывают отрывок, соответствующий картине на иллюстрации. Учитель обращает внимание учеников на то, что царевна называет черницу бабушкой, а А. С. Пушкин старушонкой. Обсуждаем вместе, какие качества проявились здесь у царевны и у царицы.
Беседа (сцена возвращения богатырей домой)
1)Какие чувства испытали богатыри?
2)Какое решение приняли?
3)Почему именно в хрустальный гроб положили царевну?
4)А что же предпринял Королевич Елисей?
VIII Инсценирование. Обращение Королевича Елисея к силам природы. (к Солнцу, Месяцу, Ветру).
IX Рефлексия.
- Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за ….
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел.
X Подведение итогов урока.
Чем закончилась сказка? Какой урок вы извлекли для себя? Кто из героев понравился больше и почему? Над чем заставила задуматься?
Вывод: «Сказка-ложь, да в ней намек добрым молодцам урок».
XI Домашнее задание:
1)Составить характеристику любого другого героя.
2)Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.