Валентина Акишина
План — конспект шахматного занятия «Конь против ферзя, ладьи, слона» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: учитель шахмат МБОУ гимназия
им. А. И. Яковлева В. В. Акишина
Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона
Цель: продолжить знакомство детей с волшебным миром шахмат, формировать способнось «действовать в уме», развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Публикация «План — конспект шахматного занятия „Конь против ферзя, ладьи, слона“ в детском саду» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошадь, жеребенок, конь
- Слон. Все про слонов для детей
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, интерактивная доска, комплект шахмат для каждого участника, книга И. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», мультфильм «Путешествие в шахматную страну», мешочек с шахматными фигурами.
ХОД
1. Вступительная часть
- Здравствуйте!
- Сегодня мы вместе с мальчиком Юрой и девочкой Клеточкой отправимся в сказочную шахматную школу. (Мультфильм)
2 . Основная часть.
1. И сегодня мальчик Юра пришел к нам на занятие. Он принес с собой загадки из тетрадки Загадая.
Ребята, поможем Юре решить задания?
А сейчас достаньте фигуры и положите правильно перед собой доску. (Правое нижнее поле – белое).
Покажите любую горизонталь. Сколько на доске горизонталей? Давайте посчитаем. Как обозначаются горизонтали?
Покажите любую вертикаль. Сколько на доске вертикалей. А как они обозначаются?
Вспомним наш стишок:
Мы сидели на крыльце, повторяли А,В,С,
А потом спросили: «Где буква D и буква Е?»
- Папа, дай нам карандаш, мы запишем F, G. H!
- Покажите у себя на доске поле А1 и скажите, какого оно цвета. (В7, Е5?
2. А вот и первое задание из тетрадки Загадая. Ребята, что у меня в руках (волшебный мешочек). Как вы думаете, что в нем? (Фигуры)
А фигуры эти не простые, а с секретом. Сейчас мы будем отгадывать. Вы по очереди опускайте руку в мешочек, на ощупь угадывайте и называйте эти фигуры, а затем доставайте.
Посмотрите, на дне фигуры какой-то знак. Что здесь написано? (Обозначения шахматных полей). Нужно найти такую же фигуру из демонстрационного набора и поставить ее на то поле, которое указано. А ребята ставят точно так же у себя на досках. Но прежде нужно еще отгадать сказочную загадку из тетрадки.
1) С Пятачком, сев под лопух, в шахматы играет (Вини-Пух)
2) На стене висит картина. Мат мне ставит (Буратино)
3) Когда я командовал яхтой Беда, фигуры под мышкой держал иногда (Капитан Врунгель)
4) Однажды в шахматы играл двое суток подряд, в окошко смотрю – опять Ленинград (Рассеянный с улицы Бассейной)
5) Знает любой в нашей квартире – ферзей на доске ровно (2)
6) Не люди, не звери, не часы, а ходят. (Ш. фигуры)
- Кто решил задание, пойдет нам покажет решение на демонстрационной доске.
(награждается звездочкой)
3. Физминутка
- А сейчас покажите руками ход коня, как это можно сделать?
Все встали. Покажите руками, как ходит ладья, слон, ферзь. Молодцы. А теперь плечики подымаем вверх, опускаем -3 раза.
Отводим плечи назад – 3 раза.
А теперь локотки согнутых рук отведите в стороны. Поздоровайтесь указательными пальчиками. Правой рукой делаем вращательные движения вперед. Теперь левой – назад. А теперь медленно двумя руками.
- Молодцы, тихонько садитесь.
4. Игра «Живые фигуры»
Вся в квадратах – белых, черных - деревянная доска,
А ряды фигур точеных – деревянные войска.
Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки, в черно-белый этот край.
А сейчас шахматные фигуры оживут. (Одеваю на детей маски черного и белого ферзя, белого коня. Расставляю их на фрагменте доски 3х2 поля)
А теперь все ребята становятся вокруг. Задача такая: белые начинают и выигрывают.
Тихонько садимся на места.
5. Задачи на интерактивной доске.
Прыгает КОНЬ, подковы звяк! Необычен каждый шаг:
Буква Г и так и сяк. Получается зигзаг.
И подковы у лошадки необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки, и скакнет из-за спины.
- Давайте поможем Юре решить еще несколько задачек. (3 задания)
3. Итог
Ребята, мы сегодня помогли мальчику Юре из сказочной шахматной страны решить загадки из тетрадки Загадая? Он благодарит вас за помощь и дарит всем звездочки.
Наше занятие подошло к концу. Мальчик Юра прощается с нами. До свидания.
Дополнительный материал.
Ребята, кто знает, как называются люди, играющие в шахматы? (Противники)
Веселые человечки Чиполино и Дюймовочка решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку.
1. На каких полях ничего не растет?
2. Из каких досок не строят теремок?
3. В каких клетках не держат зверей
Скоро бой и ждет войска деревянная … (доска)
Раздался голос короля найдите на доске (поля)