Татьяна Гурина
Сценарий шахматного турнира для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
для детей дошкольного возраста
Автор-составитель:
Гурина Т. В. музыкальный руководитель
БМАДОУ №17 высшая к. к.
2017 год
Ход ПРАЗДНИКА
Участники турнира проходят в зал, рассаживаются за столики.
Звучит музыка.
Публикация «Сценарий шахматного турнира для дошкольников» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2017
1-й Ведущий (в микрофон из-за кулис) : Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
2-й Ведущий: Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют -
Гениальная игра!
1-й Ведущий: Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Под музыку появляется Королева шахматного королевства.
Королева: Добрый день, дорогие ребята, добрый день уважаемые взрослые! Я Королева шахматного королевства, узнала, что у вас сегодня состоится шахматный турнир, это так?
Ребята: Да!
Королева: Дело в том, что я и мои подданные очень любим шахматные турниры и часто устраиваем их у себя в королевстве. Победителям турниров присваиваются высокие звания «Юные гроссмейстеры», «Шахматные эрудиты» и, конечно вручается кубок победителя. А вы, ребята, готовы побороться за эти высокие звания?
Ребята: Да! Конечно!
Королева: Замечательно, но прежде вы должны доказать мне, что достойны быть участниками шахматного турнира.
А помогать оценивать ваши команды будут почетные гости нашего турнира :
1.
2.
3.
Я подготовила для вас очень сложные испытания, а поможет мне шахматная фигура, в честь которой назвали этот турнир.
Очень уж она упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет: прыг, да скок,
Не шагнёт наискосок.
Отгадайте-ка, друзья,
Как зовут ее ….Ладья!
Встречайте мою помощницу - Белую ладью!
(звучит музыка, входит Ладья)
Б. Ладья: Приветствую Вас всех, друзья,
Турнир мы открываем.
Удачи в шахматных делах
Участникам желаем.
В игре ладья и королева,
На поле шахматной доски,
А ВЫ, вперед шагайте смело
Преград, не зная на пути.
Королева: Итак, испытание первое.
Я предлагаю всем участникам представить свою команду, и рассказать интересную историю о жителях шахматного королевства.
Б. Ладья: А начнут свой рассказ, ребята из детского сада №16. Они расскажут о госте нашего шахматного королевства, интересно, кто же это может быть?
1. ДОУ №16 «Гость шахматного королевства»
Королева: Уважаемые участники, у Вас есть к ним вопросы? Команда справилась с первым испытанием!
Б. Ладья: А мы сейчас посмотрим, какая история приключилась в шахматном городе, которую расскажут участники из детского сада №4.
2. ДОУ №4 «В шахматном городе»
Королева: Ваш вопрос команде.
Очень интересно, ваша команда с честью прошла первое испытание.
Б. Ладья: Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…конем!
Уважаемая королева, команда из детского сада №22, представляет свою историю «Ход конем»
3. ДОУ №22 «Ход конем»
Королева: А сейчас ваш вопрос этой команде.
ВЫ достойно справились с первым испытанием!
Б. Ладья: Уважаемая королева, команда из детского сада №41 готова представить свою историю, это настоящие знатоки шахматных фигур
4. ДОУ №41 «Знатоки шахматных фигур»
Королева: Хороший тактический прием, а мы вопрос вам задаем!
Молодцы, и ваша команда успешно прошла первое испытание!
Б. Ладья: Настойчиво без устали и спешки,
Храня в рядах порядок и покой,
Ведут атаку пешки-хвастунишки,
Направленную, опытной рукой!
Королева: Уважаемая Ладья, вы хотите сказать, что сейчас прозвучит история о пешках-хвастунишках?
Б. Ладья: Да, да, ее расскажут участники из детского сада № 13.
5. ДОУ №13 «Пешки - хвастунишки»
Королева: Ребята, о чем бы вы хотели спросить участников этой замечательной команды? Поздравляю вас, вы справились с моим первым испытанием!
Б. Ладья: Уважаемая Королева, сейчас прозвучит сказ о том, как поссорились Король с Королем!
Королева: Очень интересно, и кто же нам его расскажет?
Б. Ладья: Команда из детского сада №17.
6. ДОУ №17 «Сказ о том, как поссорились Король с Королем!»
Королева: Ваш вопрос этой команде.
Очень интересно, ваша команда с честью прошла первое испытание
Сейчас тайм – аут объявляю,
Вас сюда я приглашаю,
Будем вместе повторять,
Фигуры как должны шагать!
Коммуникативная пауза.
Королева: Что могу я вам сказать,
С заданием справились опять!
Что ж, испытание продолжаем,
Кого, Ладья мы приглашаем?
Б. Ладья: Кто из шахмат всех главнее,
Всех важнее и нужнее,
Кто откроет нам секрет,
Кто сумеет дать ответ?
Ну, конечно, команда из детского сада №36
7. ДОУ №36 «Кто из шахмат всех главнее?»
Королева: А сейчас ваш вопрос этой команде.
ВЫ достойно справились с первым испытанием!
Б. Ладья: Маленькая Пешка
знает свою роль:
Если Пешки — крепки,
Непобедим Король.
Королева: Согласна с вами, Уважаемая Ладья,
Так что же это за сказка, про маленькую пешку?
Б. Ладья: Мы ее сейчас услышим от ребят из команды детского сада № 39.
8. ДОУ №39 «Сказка о маленькой пешке»
Королева: Задаем вопрос этой команде.
Молодцы! Ваша команда успешно прошла это испытание!
Я вижу здесь чудесные ребята,
Б. Ладья: Называется команда их «Ферзята!»
Команду приглашаем мы сейчас,
С нетерпением ждем, ферзята, ваш рассказ,
9. ДОУ №27 «Ферзята»
Королева: НУ, что ж друзья, вам вопрос!
Молодцы, поздравляю вас, вы справились с первым испытанием!
Кто же готов еще представить свой рассказ?
Б. Ладья: Приглашаем храбрых пешек мы сейчас!
Это команда из детского сада №7.
10. ДОУ №7 «Храбрая пешка»
Королева: А сейчас ваш вопрос этой команде.
ВЫ достойно справились с первым испытанием!
О ком же еще сегодня пойдет речь?
Б. Ладья: Играет очень важную он роль,
Конечно, это черный, шахматный король!
Готовы приступить к выполнению первого испытания команда из детского сада №5.
11. ДОУ №5 «Черный король»
Королева: НУ, что ж друзья, вам вопрос!
Молодцы, поздравляю вас, вы справились с первым испытанием!
Ребята, Я хочу рассказать вам одну историю. Однажды в шахматном королевстве…
Б. Ладья: Уважаемая королева, разрешите эту историю рассказать команде из детского сада №29.
Королева: НУ, что ж пожалуйста, им слово.
12. ДОУ №29 «Однажды в шахматном королевстве…»
Королева: Ваш вопрос этой команде.
Очень интересно, ваша команда с честью прошла первое испытание
Б. Ладья: Уважаемая королева, у нас есть еще одна команда, которая готова пройти ваше испытание.
Королева: Прошу вас, ребята, и знаю что речь пойдет снова о королях?
Б. Ладья: Да. Да. «Все могут короли», детский сад №9.
13. ДОУ №9 «Все могут короли»
Королева: А сейчас ваш вопрос этой команде.
Ну что ж, все команды достойно справились с первым испытанием!
Королева: А сейчас снова тайм –аут.
(дети встают и выполняют движения по показу)
Кто шагает дружно в ряд?
Юный шахматный отряд?
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться.
С той и с этой стороны,
В клетках кони и слоны.
Б. Ладья:
Вышли пешки, встали вряд,
Дружный шахматный отряд,
Вот ладья стоит с ферзем,
Не забудем мы о нем!
Наш девиз: Не унывать!
Все про шахматы узнать!
(садятся на места)
Королева: Молодцы, ребята, вот вам второе испытание: сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете шахматные фигуры, и сумеете их быстро сложить.
Испытание второе. «Тёмная лошадка»
Дети складывают как пазлы, шахматную фигуру.
Королева: Ну что ж, ребята, и с этим испытанием вы справились. А сейчас следующее задание. Вы готовы?
Б. Ладья: Испытание называется «Морской бой», вы должны показать, как умеете ориентироваться на шахматной доске.
Королева: Я приглашаю команды …
Ваша команда делает ход …., а ваша ….
Королева: Ну что ж, ребята, и с этим испытанием вы справились. А сейчас следующее задание для самых старших участников ваших команд.
Испытание называется «Мат в один ход»
Начинает команда детского сада №17
Королева: Ну что ж, ребята, и с этим испытанием вы справились. А сейчас последнее задание. Нужно очень быстро отвечать на вопросы. Готовы?
Испытание «Блиц-опрос»
Вопросы к блиц-опросу
Королева:
Какие фигуры стоят в углах шахматной доски? (ладьи)
1. Может ли ладья прыгнуть через одно поле? (нет)
Б. Ладья:
2. Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной? (слон)
3. По каким шахматным дорожкам ходит слон? (диагонали)
Королева:
4. Самый умный вид спорта… (Шахматы)
5. По каким шахматным дорожкам ходит Ферзь? (диагональ, горизонталь, вертикаль)
Б. Ладья:
6. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? (белые)
6. На какое максимальное количество клеток может ходить ферзь за один ход? (7)
Королева:
7. Какой король не умеет говорить? (шахматный)
8. Может ли король обойти всю шахматную доску? (да)
Б. Ладья:
9. Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры? (конь)
10. Ходит ли конь по вертикалям? Горизонталям? Диагоналям? (нет)
Королева:
11. Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии? (8)
12. Превращается ли пешка в короля? (нет)
Б. Ладья:
13. Может ли пешка перепрыгнуть через одно поле? (да)
14. А в каком случае? (из начального положения)
15. Королева:
16. Как ходит король? (по вертикали, горизонтали, диагонали, но только на один шаг)
17. Из чего состоит шахматная доска? (из клеток-полей)
Б. Ладья:
18. Как ходит пешка? (только вперед)
19. Из скольки клеток-полей состоит шахматная доска? (64)
Королева:
20. Какая шахматная фигура остаётся на доске до конца игры? (король)
21. Как бьёт пешка? (наискосок)
Б. Ладья:
22. У какого слона нет хобота? (у шахматного)
23. Какой шахматной фигуре можно объявить шах и мат? (королю)
Королева:
24. Сколько коней в начальном положении у одного игрока? (2)
25. А королей? А Ферзей? (по одному)
Королева: И снова все команды с честью справились с испытанием.
Осталось последнее – принести клятву шахматиста. Я буду произносить слова клятвы, в конце каждого предложения вы говорите: «Клянемся!». Готовы?
Ребята: Готовы!
Королева и дети произносит слова клятвы:
Королева: Клянемся не нарушать правил шахматной игры!
Дети: Клянемся!
Королева: Клянемся уважать соперника!
Дети: Клянемся!
Королева: Клянемся стремиться к победе!
Дети: Клянемся!
Королева: Вот теперь, ребята, вы доказали мне, что достойны участвовать в любом шахматном турнире. Вы потратили много сил, энергии, выдержки, терпения, и Конечно, вам нужно подкрепиться, замечательным шахматным напитком.
(дети угощаются, пьют сок с пирожными)
Жюри подводит итоги.
А Королева и Б. Ладья проводят импровизационную игру с напольными шахматами.
Королева, Б. Ладья и жюри награждают победителей, прощаются с ребятами и гостями.