Анастасия Ковалева
План-конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: улучшение компетенции родителей в отношении развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить знания родителей в области развития речи детей старшего дошкольного возраста и методов ее развития.
Публикация «План-конспект родительского собрания в старшей группе „Развитие речи детей в старшей группе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
2. Проанализировать развитие речи детей группы с помощью результатов педагогической диагностики образовательной области «речевое развитие».
3. Познакомить родителей с речевыми играми, способствующими развитию речи у детей.
4. Сохранить и улучшить положительный семейный опыт в отношении развития речи детей дома (домашнее чтение художественной литературы).
Форма проведения: круглый стол
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
Предварительная работа
Анкетирование родителей (как вы взаимодействуете с вашим ребенком в отношении развития его речи, создание памятки для каждого родителя под названием «Как читать детям». Создание выставки литературы по развитию речи детей.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Основная часть
Развитие речи пятилетнего ребенка, выражение интонаций
3. Практическая часть с играми.
4. Подведение итогов собрания.
1. Вступительный этап
Уважаемые родители!
Мы сердечно приветствуем вас и выражаем благодарность за вашу отзывчивость и участие в родительском собрании. Сегодня мы хотели бы обсудить один из наиболее значимых познавательных процессов в развитии человека – речь.
Возможности коммуникации, которыми обладает шестилетний ребенок, весьма впечатляющи. Он дружелюбно общается со сверстниками, способен выносить суждения о различных действиях, выражать согласие или несогласие, слушать других детей, замечать ошибки и дополнять речевой обмен.
Он также активно занимается игровой деятельностью, придавая этому особое значение в своем развитии. Особенно важна для него сюжетно-ролевая игра, которая требует от него умения договариваться о ролях, создавать условия для игры, взаимодействовать со своими товарищами в соответствии с установленными правилами, согласовывать свои действия с их действиями. Благодаря игре постепенно формируются элементы учебной деятельности. На старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает ознакомление с различными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Для того чтобы сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению, ребенку нужен достаточно обширный словарный запас, включающий существительные, прилагательные и глаголы.
В своих рассказах о предметах ребенок употребляет слова, имеющие противоположное значение (длинный – короткий, твердый – мягкий, тяжелый – легкий, пушистый – гладкий, а также слова, отражающие цвета и их оттенки, объемные и плоские формы, пространственное расположение предметов и их составные части. Кроме того, ребенок может рассказывать о происхождении предметов (например, о перьевой ручке, которая была создана благодаря гусиному перу). Владение общественным окружением также важно для ребенка, и он постепенно расширяет свои представления о семье, родственных связях, детском саде, других воспитанниках и сотрудниках, своем родном городе, стране, государственных праздниках, профессиях разных людей.
2. Основная часть
Развитие речи пятилетнего ребенка, выражение интонаций
Что же ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может знать и использовать в речи? В первую очередь, он знает свой адрес, название своего родного города и его достопримечательности, название своей страны и столицы. Он знает и называет членов своей семьи, знает их возраст, занятость, профессии и также способен называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд связанный с природой и бытом.
Словарь и грамматический строй речи также отображают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности, включая игровую, изобразительную, конструктивную, музыкальную, театрализованную и другие. К шести годам ребенок полностью овладевает грамматическим построением речи и свободно им пользуется. Корректность речи ребенка во многом зависит от того, насколько часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их и предъявляют правильные образцы. В разговорной речи дети использование как кратких, так и развернутых ответов, участвуют в беседах и поддерживают разговор благодаря обширному словарному запасу.
С каждым годом количество слов, которыми ребенок использует в общении, увеличивается на 1000-1200 слов и достигает 4000 слов. Ребенок активно использует существительные разной абстрактности, а также конкретные, обозначающие предметы, части предметов, свойства и качества; прилагательные, обозначающие материал, свойства и качества предметов. Глаголы с различными приставками и суффиксами также широко используются детьми. В речи ребенка встречаются антонимы (такие слова, как друг – враг, высокий – низкий, хорошо – плохо, говорить – молчать) и синонимы (такие слова, как ходить – идти – шагать; грустный – печальный – безрадостный). Несмотря на значительное расширение словарного запаса, у ребенка все еще могут наблюдаться некоторые ошибки и недочеты в использовании слов и в построении фраз, особенно при пересказе сказок и рассказов.
Не смотря на то, что словарный запас ребенка значительно расширяется, его навыки пользования словами все еще оставляют желать лучшего: наблюдаются недочеты и иногда возникают ошибки в использовании слов и построении фраз при пересказе сказок, рассказов или во время беседы. В процессе общения с сверстниками дети осознанно изменяют силу и высоту голоса, при этом используют различные интонации: вопросительную, восклицательную, повествовательную.
Ребенок учится использовать слова в соответствии со значением, а также правильно их произносить. Как правило, в возрасте 5-6 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка и не допускает ошибок в ударении.
В возрасте 5-6 лет ребенок также начинает различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звуковвслове (начало, середина, конец, последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа являются важными для освоения чтения и письма.
Именно в этом возрасте дети начинают проявлять интерес к звукам речи и буквам.
В детском саду развитие речи осуществляется по следующим направлениям:
-Развитие звуковой культуры речи.
-Пополнение активного и пассивного словарного запаса.
- Формирование грамматической структуры речи.
- Развитие навыков связной речи.
3. Игровой практикум.
Предлагаю вам несколько вариантов речевых игр, которые вы можете проводить с ребёнком по дороге в детсад, готовя обед, когда ваш ребенок рядом не знает чем заняться и т. д.
Речевые игры-помощницы:
Скажи наоборот:
Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой)
Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность)
Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать, кричать-молчать, открывать-закрывать)
Слова для определения действий:
Какими словами можно сказать про то, что может делать котёнок? (лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, и т. д.)
Что делает котёнок, когда его берут на руки (прижимается, мурлычет, смотрит и т. д.)
Сравнение:
На что похоже солнышко?
На что похож ёж?
На что похож ручеёк (ленту, змейку, дорожку, зеркало)
Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики :
4. Подведение итогов собрания.
Спасибо вам, что уделили время. Пришли на наше родительское собрание. Я думаю, что вы получили новые знания о формировании речи вашего ребенка и как помочь ему сформировать ясную и четкую речь. Ведь речь - самая одна из наиболее значимых познавательных процессов в развитии человека.
Памятка для родителей.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА
Уважаемые родители!
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
3.
4. Игра «Что для чего»
5. Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д.
А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.