Ирина Золотенкова
План-конспект родительского собрания в 4 классе «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оказать помощь родителям и формирования их заинтересованности в активизации речи детей посредством разных приемов: вопросов, рассказов, речевых игр, пересказов.
Форма проведения: круглый стол с элементами ситуативного практикума.
Оформление и оборудование: бумажные самолетики, бумажные лепестки (для подсолнуха, фломастеры, ручки, листы бумаги, цветные эмблемы.
План проведения :
1. Приветствие гостей родительского собрания
Публикация «План-конспект родительского собрания в 4 классе „Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Упражнение «Кокон»
3. Выступление учителя по теме: «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей»
4. Обсуждение проблемных ситуаций
5. Игры для развития речи
6. Упражнение «Подсолнух»
7. Упражнение «Желаю вам»
8. Подведение итогов
Ход собрания
1. Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что вы пришли сегодня на наше родительское собрание, чтобы поговорить о вопросах развития речевых навыков ребенка.
2. Предлагаю Вам ознакомиться с ситуацией, которая происходит во многих семьях. Упражнение «Кокон»
Вы приходите домой и ребенок хочет с вами поделиться о прошедшем дне. Вы говорите - не сейчас (Завязывается рот). Ребенок хочет вам помочь, вы отказываетесь (Завязываются руки). Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Вы ругаете его за топот (Завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять его ругаете (Завязываются уши). Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор. Вы заходите и говорите, что уже пора спать (Завязываются глаза).
Анализ: Посмотрите, на что похож ребенок - на «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ваш малыш развивается? Как часто вы говорите слово «Нет» своему ребенку?
3. Выступление учителя по теме: «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей».
Что такое речь?
Из толкового словаря: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Речь - основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
• способность говорить;
• способность понимать сказанное.
У вашего ребёнка бедная речь. Что это значит?
Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что ребёнок не может не только красиво, но и понятно изложить свои мысли. Иногда даже родители не в состоянии понять своего малыша, когда тот пытается пересказать только что просмотренный фильм или поведать о том, что с ним приключилось во время прогулки.
Как вы думаете, к чему может привести бедность речи?
Бедность речи может стать причиной неудовлетворительных отметок за пересказы, изложения, сочинения, а также негативного отношения ребёнка к чтению в частности (ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысла произведения в целом) и к учёбе вообще. Выполнить правильно задание (будь то математика, русский язык или любой другой предмет) ребёнок может только в том случае, если грамотно прочтёт и правильно поймёт содержание. Ведь часто дети не выполняют задание не потому, что не знают, а потому, что не понимают его формулировку.
Обязательным условием развития речи школьника является чтение художественной литературы.
Известно, что навык чтения, формируемый в начальной школе, является фундаментом всего последующего образования. Чтение, прежде всего, включает в себя как минимум два компонента: техника чтения и навык чтения.
Техника чтения – это количественная характеристика, способ чтения (буквенный, звуковой, слоговой, предложениями, абзацами и т. д.)
Навык чтения это качественная характеристика, включающая в себя:
- правильность,
- беглость,
- осознанность,
- выразительность.
Здесь особенно важно понимание текста и извлечение его смысла, содержания.
Опираясь на Программу начального общего образования, которая предусматривает постепенное усовершенствование навыка чтения от класса к классу, на каждом этапе оценивается его сформированность по таким показателям, как объём прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др.
Диаграмма роста объема прочитанного с 1 по 3 класс.
Какие необходимы направления для совершенствования навыков чтения?
Внедрение контрольно-измерительных материалов:
- контрольные задания по проверке навыка чтения;
- контроль уровня техники чтения (результат заносится в таблицу, которая включает в себя не только количественные показатели, но и качественные, а по результатам проверки намечаются пути устранения недостатков);
- дневники контроля за домашним чтением
(заводятся такие дневники, в которых фиксируется контроль за ежедневным 15-ти минутным чтением вслух, а также записываются название произведений прочитанных ребенком вне школьной программы)
4. Обсуждение проблемных ситуаций
Задание: Обсуждение проблемных ситуаций. Каждая мини-группа получает по одной ситуации (время выполнения 6-7 минут) :
1. Ребенок говорит неправду. Ваши действия.
2. Вы прочитали ребенку сказку? Ваши действия.
3. Ваш ребенок принес из школы нецензурное слово. Ваши
действия.
4. Ребенок просит прочитать новую книжку, вам некогда. Ваши действия.
5. Развитию речи помогают и некоторые игры.
Игра «Целое животное». Можно играть в компании 3—4 человек. Ведущий даё т задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по одному предложению:
— У белочки рыжая шубка и пушистый хвост.
— Она маленькая и юркая.
— Белка умеет быстро прыгать с одного дерева на другое.
— Это животное обитает в лесу.
— Белочка любит грызть орешки.
Проигрывает тот, кто не придумает следующее предложение. В конце игры можно предложить одному из её участников описать белку или дать задание всем — нарисовать это животное.
Игра в слова. Участники по очереди называют слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Можно играть, называя слова на определённую тему, например на
фруктовую: груша — абрикос — слива — айва — апельсин — нектарин.
Игра «Балда» чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим при письме в слове буквы. Один участник загадывает слово, указывая, из какой оно области (транспорт, цветы, деревья, и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется чёрточками. Например, слово клё н будет выглядеть так: к - - н. Другой называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встаёт на своё место, а неверно названная — превращается в буквы слова балда. Игра прекращается, когда слово угадано, а также в том случае, если составлено слово балда.
6. Упражнение «Подсолнух».
Задание: Написать на желтых лепестках пожелания своему ребенку, учителю.
«Лепестки» собираются в один большой подсолнух и выставляется в классе. Зачитываются детям.
7. Упражнение «Желаю Вам».
Задание: На крыльях самолета написать пожелание и пустить их друг- другу.
8. Подведение итогов.
Уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу. Совместный поиск ответов на вопросы привел нас к убеждению, какое значение имеют речевые навыки в формировании личности ребенка.
Именно в начальной школе формируются предпосылки успешного обучения ребёнка на последующих ступенях развития. На первоначальном этапе обучения ребёнок должен овладеть основными способами общения, научиться не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.
Вывод:
Чем больше ребёнок читает, тем богаче его словарный запас, тем более развита его речь.
Чтобы узнать и запомнить низкочастотные слова, ребёнку нужно лишь повседневное общение с вами. Например, гуляя по лесу, он с помощью ваших объяснений быстро поймёт, что такое крона дерева, ясное небо, золотая осень и т. д.
Не оставляйте решение этой проблемы учителю. Начните сами занятия с ребёнком по развитию речи.
Если ребёнок читает ещё плохо, читайте ему сами, контролируя, чтобы он водил пальцем по строчкам, следя за вашим чтением. При этом обращайте внимание на трудные, непонятные слова и выражения, объясняйте их смысл.
Желаю Вам счастья в Ваших семьях. Большое спасибо за работу. До свидания!