Светлана Артемьева
План-конспект проведения мастер-класса для родителей по профилактике речевых нарушений у детей в возрасте от 0 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей в возрасте от 0 до 3 лет.
Цели: - оказать помощь родителям в организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию
речи ребенка через игру;
- представить практический материал по данной теме; проиграть некоторые игры с родителями;
- заинтересовать родителей проблемой развития игровой деятельности у их детей.
Оборудование: серии картинок, пуховое перышко, стакан с водой, соломинка для коктейля, игрушки (кубики, мяч, машинка, кукла, музыкальный отрывок.
1) Организационный момент.
Публикация «План-конспект проведения мастер-класса для родителей по профилактике речевых нарушений у детей в возрасте от 0 до 3 лет» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мастер-классы для родителей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас мастер-класс, посвящённый играм по развитию речи у ваших детей, которые Вы самостоятельно сможете провести в домашних условиях.
Детство – период познания окружающего мира, развития психических процессов, памяти, внимания, развитие речи и многого другого. И здесь без родителей не обойтись. Родители должны заложить основы правильной речи у ребенка. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Вы должны знать как помочь ребёнку. Главное, что нужно- это играть с ребёнком. В игре нет схем и правильных образов, значит, ничто не сковывает ребёнка. Нужно не поучать и обучать ребенка, а обучать по средствам игры, быть с ребёнком дружелюбным, уважительным к нему, проявлять терпение, поощрять. Для этого можно использовать любое время : находитесь ли Вы дома с ребенком, идёте ли в магазин, стоите в очереди, находитесь на даче, готовите ребенка ко сну, едите в автобусе…. А,чтобы Вам было более понятно, легко запомнились основные моменты, возьмём за основу 6 направлений, определяющих развитие речи ребенка, начиная с 0 лет.
2) Основная часть занятия:
1 направление: Упражнения на развитие дыхания:
Логопед: - Давайте с Вами проиграем несколько игр, направленных на развитие дыхания :
а) «Воздушное перышко» : положить перышко на ладонь, сделать вдох, набрать воздух в грудную клетку и сдуть перышко с ладони, направленной воздушной струёй.
В упражнение включить игровой момент, например:
Родитель говорит : Давай мы с тобой отправим перышку полетать, оно любит летать и ему нужно помочь. Смотри как я делаю (показать, объяснить условия выполнения упражнения). Сначала вдохни, затем выдыхай и направляй струю воздуха на пёрышко. Сильней дуй, чтобы перышко взлетело. Молодец! Перышко полетело, его мечта сбылась. (повторить несколько раз).
б) «Шторм в стакане» : в стакан с водой опустить соломинку для коктейля, сделать вдох, а затем выдох через трубочку.
В упражнение включить игровой момент, например:
Родитель говорит : Мы с тобой поплыли на корабле в море и начался шторм. Сначала он был маленький и вода в море немного волновалась, а потом он усилился, волны забурлили. Покажи начало шторма (ребенок вдыхает воздух, а затем выдыхает, направляя несильную струю воздуха в трубочку, а теперь покажи как волны забурлили (ребенок вдыхает и с силой выдыхает воздух в трубочку). Молодец! Мне понравился твой шторм. (повторить 2-3 раза)
Логопед: - Используйте и другие упражнения, например: «Надуваем шарики», «Гудок парохода», «Потушить свечки», «Помоги жучку взлететь», «Погреем ручки» и т. п (логопед объясняет суть проведения этих упражнений). Главное: вырабатывать у ребёнка умение глубоко вдыхать (через нос или рот, и на выдохе создавать длинную воздушную струю; губы вытягивать трубочкой и не надувать щёк; всегда использовать игровой момент.
Логопед: - Предложите мне прямо сейчас свои варианты упражнений на развитие дыхания у ребёнка, не требующих от вас какой –либо особой подготовки, которые можно спонтанно с ребёнком провести.
(Поступают предложения, идёт обсуждение).
-Абсолютно правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои упражнения. Молодцы!
Логопед: - Если Ваш ребёнок ещё совсем маленький, Вы просто показываете ему свою игру, разговариваете с ним, вызываете у него положительные эмоции; если он уже что –то может и понимает, то вовлекаете его к воспроизведению (повторению за вами) каких- либо действий, звуков, фраз предложений…
2 направление: Упражнения на развитие мелкой и общей моторики.
Логопед: - Развитие мелкой моторики можно начинать с массажа ладошек, пальчиков и рук ребенка. Я предлагаю Вам сейчас варианты пальчиковых игр, повторяйте за мной:
а) «Наши ручки».
(Спрятали ручки за спину) Логопед: - Где же наши ручки?
Родители : - Где же наши ручки?
Логопед: -Где же, где же наши ручки?
Родители : - Где же, где же наши ручки?
Логопед: Нету наших ручек.
Родители : Нету наших ручек.
(Вытягивают ручки вперед, показывают ручки).
Логопед: -Вот, вот наши ручки!
Родители : -Вот, вот наши ручки!
б) «Кулачки».
Логопед: -Кулачки сложили (сложить кулачки обоих рук,
(Родители : -Кулачки сложили)
Логопед: Кулачками били, тук-тук, тук-тук (бьет кулачками)
(Родители : Кулачками били, тук-тук, тук-тук (бьют кулачками).
в) «Дождик».
Логопед: Дождик, дождик! Кап, кап, кап!
Мокрые дорожки. Кап, кап, кап!
Всё равно пойду гулять. Кап, кап, кап!
Не промокнут ножки. Кап, кап, кап!
(повернуть ладошку левой руки к верху, а указательным пальцем правой руки тыкать в ладошку, имитируя капли дождя. Родители повторяют движения).
Логопед: - Используйте и другие упражнения, например: «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки…», «Сорока-ворона», рисовать пальчиками (использовать гуашь, акварельные краски, нанизывать бусины на проволоку (шнур, перебирать зёрнышки, лепить из глины или теста и т. п.). Главное: регулярно ребёнку нужно делать какие-либо движения руками, использовать разные предметы по форме, величине, состоянию, красочности, качеству и т. п.
Логопед: - Предложите мне свои варианты упражнений, не требующих от вас какой –либо подготовки, которые можно спонтанно с ребёнком провести по развитию мелкой моторики рук ребёнка.
(Поступают предложения, идёт обсуждение).
-Абсолютно правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои упражнения. Молодцы!
3 направление: Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Логопед: - Важно с ребенком выполнять артикуляционную гимнастику, это способствует укреплению мышц речевого аппарата. Использовать полезно даже самые простые упражнения, например: разные движения язычком, надувание и сдувание щёчек, улыбаться широко, хмуриться и т. п. Уважаемые родители, послушайте, какие могут быть упражнения, например:
Гимнастика для язычка:
- высунь язык и продержи на нем соломинку (трубочку)как можно дольше;
-сделай усы; удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка;
-удерживай шарик –конфетку в языке, как в чаше,
-соломинку нужно удерживать почти в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком;
-открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке (можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя);
- высунь язык, подержи его в положениях: сбоку, вверху, внизу;
-зажми длинную трубочку губами с силой, тяни трубочку рукой, старайся удерживать трубочку длительное время губами;
- положи язык между губами, расслабь его.
Гимнастика для мягкого нёба.
- ребенку дается стакан с кипячёной теплой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;
-ребенок полощет горло тёплой кипяченой водой маленькими порциями;
- утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;
-позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте.
Логопед: - Используйте и другие упражнения, например: «Вкусная конфета», «Лошадка», «Чистим зубки», «Губочки-дудочки» и т. п. (логопед объясняет суть выполнения каждого упражнения) Главное: стремитесь заинтересовать ребёнка, выполняйте упражнения на укрепление м разных мышц речевого аппарата, разумно пользуйтесь информацией из Интернета.
Логопед: - Предложите мне свои варианты артикуляционных упражнений для детей от 0 до 3 лет, используя элемент игры. (Поступают предложения, идёт обсуждение).
-Абсолютно правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои упражнения. Молодцы! Снова Вам напоминаю, что если Ваш ребёнок ещё совсем маленький, Вы просто показываете ему свою игру, разговариваете с ним, вызываете у него положительные эмоции; если он уже что –то может, понимает или уже разговаривает, то вовлекаете его к активному участию в игре, воспроизведению (повторению за вами) каких- либо движений, звуков, фраз, предложений…
4 направление: Развитие чувства ритма.
Логопед: -Развитое чувство ритма – это гармонизация всех движений, отсюда следует, что ребёнок меньше устаёт, он более вынослив, речь его более управляемая, выразительная, нет мышечных зажимов, хороший кровоток в мышцах,хорошее настроение… В развитии ритма очень эффективно помогают движения, энергично выполняемые под музыку в такт. Давайте проиграем с Вами такие моменты, повторяйте за мной:
а) Ритмичные движения : (звучит энергичная музыка)
Логопед: -Хлопаем в ладоши: раз, два, три; раз, два, три;
топаем ножками: раз, два, три; раз, два, три;
наклоняемся в стороны: раз, два, три; раз, два, три;
подпрыгиваем: раз, два, три; раз, два, три.
Молодцы! Хорошо.
б) «Угадай, что звучит» :
Логопед: -Закройте глазки, не подглядывайте, прислушайтесь, вы услышите какие –то звуки (логопед звенит колокольчиком, затем гремит игрушкой –погремушкой, ударяет несколько раз в бубен). Какие предметы издают эти звуки? (Логопед показывает колокольчик. погремушку, бубен). Это что? Как называются? Правильно, это колокольчик. Как звенит колокольчик? Давай послушаем, возьми в руку колокольчик (показывает как, используя помощь одного из родителей, потряси им ритмично, вот так ( показывает: дзынь-дзынь; дзынь-дзынь-дзынь; дзынь-дзынь; дзынь-дзынь-дзынь;, а теперь ритмично прозвени колокольчиком сам. Молодец! Хорошо у тебя звенит колокольчик.
Аналогично и поочередно проводится работа,прослушивается бубен и погремушка.
Логопед: - Предложите мне сейчас свои варианты занятий с детьми от 0 до 3 лет по развитию чувства ритма.
(Поступают предложения, идёт обсуждение).
-Абсолютно правильно вы мне назвали свои упражнения. Молодцы! Уважаемые родители.
5 направление: Развитие понимания речи.
Логопед: - Уважаемые родители, с детьми необходимо постоянно разговаривать; в общении использовать грамотную речь, слова произносить внятно,они должны быть понятны для ребенка, по возможности избегать двуязычия в семье, читать детям выразительно, с интонацией книжки вслух (сказки, стихи) и т. п., т. к все это ведёт к правильному формированию речи у ребёнка, а на ранних этапах развития ребёнка нужно просто вызвать правильную подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; формировать интерес к игрушкам, учить предметным действиям с их словесным обозначением; пониманию отдельных простых просьб и т. п. Давайте проиграем с Вами некоторые сюжеты:
а) «Покажи сам» : поместить перед ребенком игрушки (кубики, мяч, машинку, куклу).
Логопед: - Покажи, где мячик? (при необходимости оказать ребёнку помощь). Молодец, правильно. Вот какой красивый мячик, он круглый; подержи мячик, поводи ручкой по мячику (показать) вот так, мячик гладенький; давай подкинем мячик высоко вот так (показать, мячик скачет, кинь его на пол вот так (показать). Хороший у тебя мячик.
Аналогичную работу провести с другими игрушками (куклой, кубиками, машинкой, используя помощь родителей.
б) «Угадай, кто как кричит» : поместить перед ребёнком серию картинок ; попросить назвать какие звуки произносят изображенные животные и птицы.
Логопед: - Смотри, кто изображён на картинке. Ты знаешь? Правильно, курочка. А как курочка кричит-кудахчет? Ко-ко-ко. Правильно. Курочка цыпляткам кудахчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко, кто на улицу пойдет, потеряется и пропадёт».
Аналогичную работу провести с другими картинками (лошадь, поросёнок, корова, овечка) используя помощь родителей.
Логопед: - Используйте и другие виды занятий, например: рассказ ребенка по картинке ( использовать разную тематику: овощи, природа, одежда; животные, пересказ услышанной сказки или просмотренного мультфильма по телевизору (в кинотеатре, описание прошедшего отдыха (из воспоминаний); «Что изменилось?», «Кто лишний», «Кто в мешке» и т. д.
Логопед: - Предложите мне сейчас свои варианты занятий-игр для развитие речи детей от 0 до 3 лет.
(Поступают предложения, идёт обсуждение).
-Правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои варианты. Молодцы!
6 направление: Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Логопед: развитие слухового внимания и фонематического слуха -это основа правильной речи ребёнка.
Предлагаю простейшие варианты
а) Ребенку предлагается послушать шум за окном (из кухни, другой квартиры) некоторое время, а затем нужно предложить ему ответить на Ваши вопросы: -Что шумит (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеётся? (Девочка). А что ты услышал ещё? Расскажи.
б) «Определение звука в быту» : звонит телефон, звонок в дверь, шум воды, кто идёт, работает телевизор (радио, определение голосов членов семьи и т. д.
в) Повторение сочетаний звуков и слогов : а -о-у, и -о-у-э, б-п, к-г-г; на-ба-пи-му; ко-ва –бе-ра и т. п.
повторение слов: ра-ма, ка-ша, мо-ло-ко, до-мик, си-то и т. д.
Логопед: - Используйте и другие варианты занятий, например: «Узнай по голосу», «Повтори за мной», «Принеси игрушку», «Поменяй предметы местами» и т. п.
Логопед: - Предложите мне сейчас свои варианты занятий-игр по данному направлению развития детей от 0 до 3 лет.
(Поступают предложения, идёт обсуждение).
-Правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои варианты. Молодцы!
3) Заключительная часть занятия.
3.1.- Поблагодарить за сотрудничество.
3.2. -Напомнить о необходимости соблюдения данных рекомендаций, проведении мероприятий по развитию речи в кругу семьи.
3.3.- Уточнить способ связи для дальнейшего контакта с родителями ребёнка.