Юлия Турик
План-конспект по теме «Культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Культура общения».
Цель: формирование у детей представлений о правилах культурного общения.
Задачи:
образовательная: расширить знания о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях;
развивающая: развивать коммуникативные навыки, совершенствовать навыки сотрудничества и взаимодействия.
воспитательная: воспитать уважительное отношение друг к другу.
Публикация «План-конспект по теме „Культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Оборудование: мяч, карточки с вежливыми словами, интерактивная доска, проектор, видео «Примеры конфликтных ситуаций».
Форма проведения: беседа-диалог.
Ход занятия.
Вводная часть.
Педагог: Трудно представить себе жизнь без общения. Но общение не всегда нас радует, и довольно часто доставляет неприятности:
- Ссоритесь ли вы с друзьями? (Ответы детей).
- В чем причины ваших ссор? (Ответы детей).
Ребята! Сегодня мы поговорим о культуре общения и выясним, умеете ли вы общаться между собой. Также мы вспомним о вежливых словах и узнаем, какими волшебными свойствами они обладают.
Основная часть.
Педагог: культура общения - это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и бе-седе.
Какие вежливые слова вы говорите дома, в школе? (Ответы детей).
Знать вежливые слова – это хорошо, но не маловажно уметь и просить то, что вам нужно. Предлагаю вам сыграть в игру. Мы будем передавать мяч по цепочке и просить друг у друга какую-нибудь вещь. Я начну первой.
- Аня, подай пожалуйста мне мяч. (Девочка подаёт мяч, а педагог благодарит её за это.) Спасибо тебе.
Так каждый игрок должен попросить у другого что-нибудь. После проведения игры, провести анализ и выяснить все ли справились с заданием.
Важно знать и слова извинения, уметь грамотно использовать их в речи. В каких случаях говорят «простите», «извините»? (Ответы детей).
Итак, мы выяснили, что словом «простите» можно начать обращение к незнакомому человеку на улице если вы просите помощи. Принести извинение нужно в том случае, если вы случайно задели кого-то, причинили неудобство или боль по неосторожности.
Ещё мне бы хотелось услышать от вас слова приветствия и прощания. (Ответы детей).
В каких случаях мы приветствуем словами: привет, здравствуйте, добрый день? (Ответы детей).
Как нужно прощаться с друзьями, учителем в школе, взрослым чело-веком? (Ответы детей).
Чтобы закрепить свои знания в общении с разными людьми и выполнить упражнение. Предлагаю вам разделиться на 4 группы и выбрать нужные слова по ситуации.
1 группа «Правило общения с взрослыми».
2 группа «Правило общение с сверстниками».
3 группа «Правило общение с незнакомыми людьми».
4 группа «Правило общения с друзьями».
Каждой группе выдаются карточки с словами: «Привет», «Здравствуйте», «Добрый день», «Как пройти к остановке?», «Ты не знаешь, где остановка?», «Подскажите пожалуйста, где ближайшая остановка?», «Спасибо большое», «Спасибо, дружище!», «Спасибо, ребята!». Дети делают свой выбор и объясняют его.
Очень важным в общении избегать назревание конфликта. Каждый человек должен обладать навыками бесконфликтного общения. Для этого предлагаю вам посмотреть мультипликационный видеоролик «Примеры конфликтных ситуаций» и разобрать их.
Просмотр видеоролика youtube.com›watch?v=0NlB-s0_1MI
- Что послужило конфликтном в первой ситуации? (Ответы детей).
- Как герои смогли найти компромиссное решение? (Ответы детей).
- Из-за чего могла произойти ссора во второй ситуации? (Ответы детей).
- Как герои разрешили данный конфликт? (Ответы детей).
- Какую ошибку допустили герои в третьей ситуации и как нужно бы-ло поступить сразу? (Ответы детей).
Ребята, что вы понимаете под словом «беседа»?
- Какие правила ведения беседы вы знаете?
- С кем вы чаще всего беседуете?
- А как вы думаете, умеете ли вы вести беседу?
Предлагаю вам это проверить. Объединитесь в пары, придумайте тему и побеседуйте. На беседу отводится 3 минуты. Во время беседы по моему сигналу один из собеседников встанет, по второму сигналу вы поменяетесь. По 3-му сигналу - присаживаетесь. (Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм», «Моя любимая игра», «Музыкальная группа».)
Ребята, а вы знаете, что такое комплимент? (Ответы детей). Комплимент – это любезные, приятные слова. Комплимент отличается от лести именно тем, что дается небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Сравните: "Тебе очень идет этот цвет" (комплимент) и "Ты самый красивый" (лесть). Лесть грубее комплимента.
А за что можно похвалить человека? (Ответы детей).
Довольно просто хвалить или говорить комплимент человеку, к которому мы хорошо относимся, знаем давно, симпатизируем ему. Я предлагаю каждому попробовать сделать комплимент кому-нибудь из нашей группы или похвалить его. Своё обращение можно начинать со слов:
1. Мне нравится, когда ты …
2. У тебя очень красивые…
3. Ты, молодец, что…
В общении комплимент, похвала являются тонким и действенным ин-струментом. Они помогают делать общение людей приятным, доброжелательным. Не стесняйтесь делать комплименты, хвалить человека если он действительно этого достоин.
Сейчас мы проверим как вы умеете слушать и слышать друг друга. Предлагаю сыграть в игру «Испорченный телефон».
Троих ребят просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст:
«Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал возвращаться, но ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандр в открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно в корабль. Насилу он это сделал».
После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшиеся участники тренинга регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе участников.
- Почему последний участник получил текст с искажением?
- Что помешало правильно передать информацию? Что помогло?
Очень важно уметь себя правильно вести в обществе, использовать в речи вежливые слова, красивые жесты. Но иногда в жизни нам встречаются люди, которым сложно строить взаимоотношения с другими людьми, они не уверены в себе, стеснительны, возможно имеют комплексы, мешающие им налаживать общение. Я хочу, чтобы у вас таких проблем не возникало, так как человек, который может строить отношения, заводить новые знакомства – всегда успешнее и увереннее других. Я предлагаю запомнить ос-новные правила «Искусства общения» :
1. Улыбка помогает сделать шаг на встречу. На улыбку всегда хочет-ся отвечать улыбкой.
2. Смотри на того, с кем разговариваешь, никогда не отворачивайся от собеседника.
3. Здороваясь, не нужно держать руки в карманах, сильно размахи-вать ими или скрещивать их на груди.
4. Начинай разговор с приветствия и знакомства, не забудь сказать, что новое знакомство тебе приятно, затем можно перейти к обсуждению какой-то темы («Как ты думаешь?», «Нравится ли тебе?»)
Практическая часть.
Существует два вида эффективного общения : вербальное и невербальное. Рассмотрим каждый в отдельности.
К вербальным способам воздействия на человека относятся слова, смысл речи. А вот мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса – это невербальные способы коммуникации.
Тренинг «Я учусь общению».
Упражнение 1.
Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).
«Спасибо, хорошо».
«Неважно».
«Не могу даже ответить».
«Очень хорошо живу».
«Больше хорошо, чем плохо».
Упражнение 2.
Выполняйте в паре. Задавайте друг другу вопросы, при ответе на вопрос пользуйтесь только мимикой.
Упражнение 3.
Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи, глажение, пение, рисование, уборка дома, написание картины и др.).
Упражнение 4. «Вежливые слова».
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Заключительная часть.
Сегодня на занятии мы говорили о культуре общения, выяснили, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций, использовав виды общения, учились грамотно использовать в речи вежливые слова.
Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача – научиться этими инструментами пользоваться в жизни.