Галина Калала
План-конспект по познавательному развитию в старшей группе «Волшебная лампочка»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе с применением мультимедиа «Волшебная лампочка»
Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки.
Задачи :
Образовательные: пополнить знания детей о разных средствах освещения ;
активизировать словарь новыми словами : лучина,светец, факел,
керосиновая лампа ;
Воспитательные :
Темочки:
вызвать положительный эмоциональный настрой и интерес к прошлому лампочки, воспитывать бережное отношение к предметам быта, учить экономно расходовать электроэнергию.
Методы и приемы : словесные (беседа о истории возникновения лампочки и разгадывание загадок, наглядные (презентация по теме)
Практические: эксперименты с лучиной, свечой и фонарем.
Оборудование: ноутбук, проектор, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка. фонарик.
Ход занятия.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети!Сегодня очень хмурое утро и в нашей комнате темно и неуютно. Что же нам делать? (ответы детей).Правильно, зажечь свет. А как вы думаете, всегда ли у людей в доме горела лампочка и откуда она появилась? (ответы детей).Сейчас с помощью проектора мы перенесемся с вами далеко-далеко и посмотрим, как жили люди раньше
Воспитатель включает проектор.
-Давным- давно, как вы уже знаете, люди жили в пещерах, где было темно и холодно, поэтому они жгли костры, которые давали и тепло и свет. Но ведь люди выходили ночью на улицу тоже, а костер с собой не возьмешь, и человек придумал факел. Со временем люди стали жить в домах и жечь костер стало опасно, и они придумали лучину. Это такая большая щепка, заостренная на конце, делали ее обычно из березы, она лучше горит и вставляли в специальное приспособление. которое называлось «светец». Лучину расщепляли с одной стороны и поджигали.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете,хорошо ли было видно при таком свете и на долго ли хватало лучины (Ответы детей)
Да, это было совсем неудобно и люди придумали свечку из воска. Свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала. Внутри свечи есть фитиль, он сделан из ниток и когда его поджигают свеча горит. А теперь ответьте на вопрос, почему человек не остановился на этом, а стал придумывать дальше, чем освещать свое жилище?
Правильно, свеча плохо освещает пространство, дает мало света. а если упадет, то может случиться пожар и человек изобрел керосиновую лампу. В это время уже добывали нефть и научились делать керосин, вот его заливали в лампу и она горела.
С такой лампой можно было выходить на улицу даже если шел дождь и был ветер. Удобной была лампа? (Нет) Почему? (Ответы детей)
Воспитатель :
Давайте, сделаем паузу и потом продолжим наше путешествие.
Физкультминутка.
(Воспитатель показывает движения, дети выполняют)
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру к нам.
Что б работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Воспитатель :
Продолжим,путешествие.
Прошли годы. Человек все время искал новые способы освещения своего жилища. Русский инженер Александр Ладынин создал электрическую лампочку, которая и сейчас, когда темно освещает и наши дома, и детские сады, и школы. Лампочка тоже раньше была другой. человек стремился только к тому, что бы она стала совершенней. В наши дни очень много разнообразных светильников, и торшеров. и бра и фонарей.
Ребята, вы должны помнить, что электричество не только наш друг, но и источник опасности : без разрешения взрослых нельзя включать утюг и другие электроприборы, свет надо включать, только когда темно.
Мы сегодня много узнали. а теперь давайте проверим вашу смекалку, разгадайте загадки :
Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)
Висит груша-нельзя скушать. (Лампочка)
Чудеса на потолке-
Повисло солнце. (Лампочка)
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)
Воспитатель :
Молодцы! справились с заданием. Давайте поиграем в игру.
(Проводится дидактическая игра «Где чье место»)
Что бы вам лучше запомнить сегодняшнюю историю проведем опыт :
Опыт: Что ярче?
Зажигается лучина. свеча, керосиновая лампа и электрический фонарь.
Вывод :Лучина быстро горит. света дает мало, свеча и керосиновая лампа коптят, света тоже недостаточно, а электрический фонарь горит ярко и светло.
Воспитатель:
Вот и закончилось еще одно наше путешествие, и теперь вы знаете, как жили люди раньше без волшебной лампочки.