Галина Сапунова
План — конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что мы знаем о птицах»
Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посредством дидактических игр и познавательно – исследовательской деятельности детей.
Задачи:
-закрепить знания детей о разнообразии птичьего мира;
-формировать у детей понятия: перелётные, зимующие, кочующие, хищные, декоративные, водоплавающие, домашние птицы; умение их различать, группировать по заданному признаку;
- побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
Публикация «План — конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
-закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с союзными словами «потому что» и «поэтому», активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
-развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы и оборудование: Посылка; её содержимое: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, 2 веера, флешка с записью голосов птиц (воробья, соловья скворца, филина, кукушки и жаворонка, и д/и «Четвёртый лишний», деревянные палочки, листы бумаги, новый мяч,
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок, и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Логика образовательной деятельности :
Организационный момент. Педагог показывает коробку, говорит: «Посмотрите, что мне сегодня утром передала Лариса Васильевна, наш почтальон. Как вы думаете, что это за коробка? Дети высказывают свои предположения. В итоге делают вывод, что это посылка.
Педагог: как узнаем, кому она адресована и от кого? Дети отвечают: надо прочитать адрес на коробке.
Педагог сообщает, что посылку прислали учёные орнитологи, уточняет, знают ли дети, кто это? Предположения детей.
Педагог: может кто–то догадался, что находится в посылке? Дети высказывают свои предположения.
Педагог открывает посылку, достаёт конверт в нём загадка, читает её детям: «Снится ночью пауку Чудо –юдо на суку. Длинный клюв и два крыла…Прилетит, - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это (птица). Дети отгадывают загадку.
Педагог: как вы, наверное, догадались, сегодня мы поговорим о птицах. А в этом нам помогут предметы из посылки. Я вам предлагаю ненадолго стать орнитологами. Давайте вместе скажем: 1,2,3,4,5, будем птиц мы изучать! (Дети повторяют). А сейчас все повернитесь и в ученых превратитесь. Дети повторяют слова, поворачиваются вокруг себя, проходят в «лабораторию».
Педагог сообщает, что орнитологи приготовили детям разные задания. Достаёт из коробки картинки с изображением птиц и предлагает поиграть в игру: «Угадай, что за птица». Со словами: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», показывает каждому ребёнку картинку с изображением птицы. Дети стоят в кругу. Ребёнок, которому воспитатель показывает картинку, должен назвать изображённую на ней птицу и рассказать, что он о ней знает.
Педагог достаёт следующий конверт в нём разрезные картинки. Предлагает детям поиграть в игру «Сложи картинку». Собирают картинки, называют получившуюся птицу.
Педагог достаёт из посылки мяч и предлагает поиграть в игру «Продолжи предложение, назови причину». Педагог говорит предложение, а ребёнок, которому брошен мяч, его заканчивает. Например: Все любят слушать соловья, потому что он красиво поёт. Или: Зимой скворцам нечем питаться, поэтому они улетают на юг. Дети ловят мяч и заканчивают предложение
Педагог достаёт из коробки флешку, подключает ее к ноутбуку и предлагает детям послушать пение птиц и по издаваемым звукам узнать и назвать птицу. Дети внимательно слушают голоса птиц и угадывают птицу по издаваемым звукам.
Педагог предлагает отдохнуть и выполнить пальчиковую гимнастику: Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек стайка. - Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей. Эта птичка — совушка, сонная головушка. Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель. Эта птичка — скворушка, серенькое перышко. Эта — зяблик, это — стриж, это — развеселый чиж. Ну, а это — злой орлан. Птички, птички, по домам! (Сжать пальчики в кулачки) Дети повторяют за воспитателем слова и на название птицы загибают пальцы по очереди; на последних словах сжимают пальцы в кулачки.
Педагог спрашивает у детей: Почему птицы могут летать, а люди нет? Дети высказывают предположения.
Педагог предлагает провести эксперимент и определить, почему птицы умеют летать. Демонстрирует остальное содержимое посылки: два веера, пёрышки пуховые и маховые, палочки, листки бумаги. Предлагает детям рассмотреть, сравнить перья, уточнить, чем они отличаются, подумать, какие из них называются пуховыми и согревают птицу, а какие маховыми. Дети рассматривают, делают выводы, что перья разные: одни мягкие пушистые, другие жёсткие длинные. Мягкие пушистые лёгкие пёрышки расположены на теле птицы, чтобы её согревать, а маховые длинные, жёсткие, тяжёлые – на крыльях и хвосте.
Педагог предлагает для того, чтобы понять, как летает птица, вспомнить, что дети знают о воздухе? Дети вспоминают: лёгкий, невидимый, его можно ощутить при беге, не мешает движениям и т. д.
Педагог предлагает взять в руки палочку, уточнить, какая она по сравнению с пером. Предлагает подбросить её вверх. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Тоже проделываем с листком бумаги и с пёрышком. Дети определяют, что палочка тяжелее пера. После подбрасывания, она сразу падает. А листочек и пёрышко в воздухе продержались дольше. Вывод: тяжёлые предметы удержаться в воздухе не могут, они сразу падают, а лёгкие предметы падают медленнее.
На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. Объясняет: с раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Дети, на примере веера, показывают, как птица машет крыльями.
Педагог предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний». Открывает презентацию, объясняет правила игры: На слайдах будут изображены по четыре разных птицы. Надо будет угадать и убрать лишнюю птицу, и объяснить свой выбор. Дети рассаживаются возле ноутбука. Рассматривают слайды, выбирают правильные ответы, обосновывают свой выбор.
Рефлексия.
Педагог интересуется, что детям понравилось, что запомнилось, что нового узнали, о чём хотели бы рассказать дома и т. д. Дети делятся своими впечатлениями.
Педагог сообщает, что лаборатория закрывается и всем пора возвращаться в детский сад, для этого надо снова превратиться в детей. Педагог произносит слова: Ну-ка быстро повернитесь и в ребяток превратитесь! Дети встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя и оказываются в детском саду.
Звучит музыкальная композиция «Пение птиц», дети свободно двигаются по группе.