Третьякова Ольга Николаевна
План-конспект открытого урока «Как коллективное музицирование повышает эффективность обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект открытого урока
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 2»
муниципального образования города Братска
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»
(срок обучения 5 лет)
учебного предмета «Ансамбль (гитара)», 3-4 классы
Публикация «План-конспект открытого урока „Как коллективное музицирование повышает эффективность обучения“» размещена в разделах
- Коллективные работы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ТЕМА: «Как коллективное музицирование повышает эффективность обучения»
Преподаватель МБУ ДО «ДШИ №2» МО г. Братска
Третьякова Ольга Николаевна
Братск 2023 г.
План-конспект открытого урока преподавателя
МБУ ДО «ДШИ № 2» МО города Братска
Третьяковой Ольги Николаевны
С учениками 3-4 классов Петрушенко Анастасия, Флинта Ангелина, Бойковский Дмитрий, Кудряшов Михаил
Наименование предмета: «Ансамбль (гитара)»
Класс: 3-4 классы ДПП «Народные инструменты» (срок обучения 5(6) лет).
Тема урока : «Как коллективное музицирование повышает эффективность обучения»
На уроке присутствовали :
Директор МБУ ДО «ДШИ № 2» МО г. Братска Косякова Л. Ю. ,
Зам директора по учебной части, преподаватель высшей категории МБУ ДО «ДШИ № 2» МО г. Братска – Карпенко Н. Г. ,
Преподаватель высшей категории отделения народных инструментов ГОБУ СПО Иркутской области «БМУ» Сартакова Л. Н. ,
Преподаватель высшей категории отделения народных инструментов МАУ ДО «ОДШИ № 3» МО г. Братска Белезова М. В.
Цель занятия: добиться слаженного синхронного исполнения в ансамбле заданного произведения.
Задачи урока :
- Образовательная: обобщить и углубить знания учащихся, сформировать навык игры в ансамбле, анализировать исполняемое произведение;
- Развивающая: научиться слушать друг друга, чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки;
- Воспитательная: воспитать совместные навыки игры в ансамбле.
Тип урока : повторение и закрепление полученных знаний и навыков.
Форма урока : групповая.
Методы обучения :
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- проблемно-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный (инструментальные иллюстрации учителем и воспроизведение услышанного учеником).
Реализуемая технология: личностно-ориентированная.
Личностно-ориентированная технология обучения (И. С. Якиманская).
На занятиях в инструментальном коллективе развивается личность и индивидуальные качества каждого обучающегося, его музыкальные способности, его творческая индивидуальность. Создаются возможности для творческой самореализации, самоутверждения, ощущение радости творчества и успеха каждым участником коллектива.
Несмотря на то, что в коллективе 4 человека, внимание уделяется абсолютно каждому участнику ансамбля. Именно небольшой состав позволяет каждому участнику не затеряться, почувствовать свою значимость, исполнить индивидуальную партию в 3-4-голосной партитуре.
Оборудование и материалы:
Пюпитры – 4 штуки;
гитары – 4 штуки;
подставка под ногу – 4 штуки;
ноты (партии для каждого участника ансамбля).
Ожидаемые результаты:
Каждый участник ансамбля умеет анализировать исполнение в ансамбле;
У них сформирован музыкальный образ;
Они свободно и правильно владеют текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.
План урока.
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и вступительное слово.
3. Практическая часть (работа над музыкальным образом, работа по группам).
4. Заключение.
1. Организационная часть урока :
проверка готовности рабочего места;
мотивация на активное творческое мышление и творческое воображение;
проверка подготовки к уроку;
организация внимания учащихся.
2. Вступительное слово.
Представленный урок учебного предмета ПО. 01. УП. 04 «Ансамбль (гитара)» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» (срок обучения 5(6) лет). Занятие проходит в течение 40 минут (возраст учащихся 12-14 лет).
Многолетняя практика показывает, что занятия ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально - исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, творческое воображение. Укрепляются двигательно-моторные навыки. В условиях совместной игры развитие способностей идёт более интенсивно.
Урок ансамбля – это прежде всего возможность влиять на развитие интеллекта ребёнка, раскрыть его способность дружить, общаться, сопереживать, а значит и чувствовать.
Педагогическая практика показала, что дети всех возрастов, на всех этапах обучения, именно ансамблем занимаются с большим удовольствием и воодушевлением.
Подбор интересного нотного материала, соответствующего степени продвинутости ансамбля является одним из важнейших факторов его успешной работы. Любая программа должна обеспечивать техническое и художественное развитие учащегося. Поэтому вопрос о репертуаре очень важен в классе ансамбля.
Мы стараемся подбирать разнохарактерные произведения, которые несут в себе эмоционально-образный заряд, обладают широким кругом образов и представлений, и дают возможность учащимся осознать особенности современного музыкального языка.
На уроке будет представлена обработка р. н. п. «Выйду ль я на реченьку» современного автора, композитора-гитариста Виктора Ерзунова.
3. Практическая часть.
Сегодня мы закрепим понятие ансамбль и основные средства музыкальной выразительности.
Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного есть успех или неудача всех».
При работе над произведением обращаю внимание учеников на посадку гитариста, постановку рук, настроение и на 3 таких важных момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.
Работая над произведением р. н. п. «Выйду ль я на реченьку» в обработке В. Ерзунова, нужно поговорить о характере пьесы: музыка должна быть выразительной, изящной, лёгкой, свободной. Играя в квартете, нужно учиться слушать друг друга, постараться играть синхронно, одновременно исполняя ритмический рисунок, мелодию пьесы. Брать и снимать каждый звук, выдерживать паузы, вместе переходить к следующему звуку.
При ансамблевой игре партнеры должны определить темп, еще не начав совместного исполнения. В ансамбле темпо-ритм должен быть коллективным. При всей строгости он должен быть естественным и органичным.
Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание. Поэтому при работе над динамикой с учениками в ансамбле, отдельно работаем над каждой фразой, частью пьесы.
Таким образом, в условиях совместных занятий возникают некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.
Отработав все проблемные места, играем с ребятами произведение целиком.
Вывод:
Подводя итог всего урока, рассмотрев развивающие возможности ансамблевой игры, и формирование навыков коллективного музицирования у учащихся можно сделать следующие выводы:
• Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембродинамического).
• Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а также овладеть более сложными метроритмическими категориями (агогика, пауза и т. д.)
• Ансамблевая игра способствует развитию аналитической, логической, рациональной памятью.
• Работа в гитарном ансамбле интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщенных музыкальных понятий.
• Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.
• Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в классе гитары.
• Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя. Позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Выступает как коллективный вид деятельности.
• Важным являются: особенность посадки, приемы звукоизвлечения, достижение синхронности исполнения, работа над артикуляцией, темпо-ритмическим единством, динамическим разнообразием.
• Идейное раскрытие художественного образа, эмоциональная насыщенность, способность переживать исполнение музыки, гибкое проникновение в содержание произведения требует в ансамбле единства творческой мысли всех исполнителей. Взаимопонимание и согласие лежит в основе создания единого плана интерпретации. Умение общаться с партнером - обязательный элемент ансамбля. Осознавание звучащей у другого исполнителя музыкальной фразы и интонирование своего ответа на нее как согласие, сомнение, отрицание и т. п. - и есть процесс общения.
Ансамбль – необходимый педагогический инструмент, без которого невозможно полноценное развитие учащихся в обучении на музыкальном инструменте. Ансамблевая игра – это тот элемент, который помогает формировать мотивацию к обучению, сохранять интерес к занятиям, формирует необходимые личные качества ученика и исполнительские навыки.
4. Заключение.
- Поставленные задачи сегодня, на мой взгляд, были выполнены.
- Учащиеся были активно вовлечены в процесс творчества, на протяжении всего урока.
- Мы постарались раскрыть музыкальный замысел композитора и показать художественный образ произведения.
Список литературы
1. В. Ерзунов. «Альбом гитариста» Вып. 2 - «Аллегро», 2018.
2. В. Кузнецов. «Как научить играть на гитаре» Москва, «Классика XXI», 2006.
3. Н. Михайленко. «Методика преподавания на шестиструнной гитаре» - Изд. «Книга», 2003
4. В. В. Крюкова. «Музыкальная педагогика», «Феникс» Ростов–на–Дону 2002/ с. 91 Н. Гончарова. «Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными»
5. В. Петрушин. «Музыкальная психология» М. 2008г.