Лариса Шевченко
План-конспект открытого урока «Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении.
Форма проведения: Коллективная
Год обучения: 1класс.
Предмет: Хоровой класс.
Форма проведения: коллективная
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Публикация «План-конспект открытого урока „Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
Познакомить с понятиям дикция, артикуляция.
Развивающие:
Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный (рассказ, объяснение, диалог);
иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).
эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приё мы:
творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
побуждение к самоконтролю;
проговаривание текста песни «нараспев»;
поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Оборудование и материалы:
- фортепиано.
Структура урока
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуй, ребята! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
II. Объяснение темы.
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.
III. Практическая часть.
Распевание
1.1 Дыхательные упражнения.
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
1.2 Артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» — на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» — на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.
Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
1.3 Вокальные упражнения
Формирование высокой позиции звука, округлости гласной.
Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
«Я пою, хорошо пою»
2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Моя Россия»
муз. Г. Струве. Сл. Н. Соловьевой.
Педагог: Давай вспомним песню «Моя Россия», которую мы разучили на предыдущем занятии.
а) Беседа о настроении песни (радостная, веселая, солнечная).
б) прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне, что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.
г) прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные :
Цель – отработать правильное произношение текста.
д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания, а затем в темпе песни.
IV. Заключительный этап. Подведение итогов.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их.
Формулировка домашнего задания: — К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник.