Светлана Аксёнова
План-конспект ОД по познавательному развитию в средней группе «Озорное солнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект ОД по познавательному развитию в средней группе
тема: «Озорное солнышко»
Воспитатель: Аксёнова Светлана Леонидовна
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- упражнять детей в умении вести диалог,
- развивать речь детей, отвечать на поставленные вопросы полными предложениями,
- расширять и обогащать словарный запас,
- познакомить детей с основными признаками каждого времени года
Публикация «План-конспект ОД по познавательному развитию в средней группе „Озорное солнышко“» размещена в разделах
- упражнять в умении правильно составлять композицию времен года из основных сезонных признаков
Развивающие – развивать мышление, речь, память;
способствовать расширению активного словаря по теме (пасмурно, ярче, дождливо, снегопад, капель, листопад, знойный).
- развивать эстетический вкус
Воспитательные – воспитывать стремление к познанию нового
- любовь к природе
Предварительная работа
сезонные экскурсии в городской парк
рассматривание альбома «Времена года»,
Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев» (Союзмультфильм,1956г. по пьесе-сказке С. Я. Маршака).
Чтение художественной литературы: «Гори, гори ясно!» Е. Благинина, «Разукрасилась, зима.» М. Пожаров, «Весна пришла.» Е. Стюарт, «Весёлое лето» В. Берестов, «Осенью» А. Плещеева.
Презентация «Куклу Катю на прогулку собираем, по погоде одеваем»
Словарная работа:
-пасмурно, ярче, дождливо, снегопад, капель, листопад, знойный.
Оборудование: телевизор, проектор.
Материал для занятия: иллюстрации с изображениями всех времен года, солнышко из солёного теста, атрибутика ко всем временам года: осенние листочки, зонтик, резиновые сапоги, снежинки, шапка, шарфик, варежки, бабочки, первые весенние цветы, птичка, бабочки; карточки с изображением солнца, тучи, солнце, спрятавшегося за тучу, музыкальная подборка «Времена года» П. И. Чайковский.
Методика проведения:
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по временам года и познакомимся с их основными признаками.
Ребята, сколько у нас времен года?
- А начнем мы наше путешествие с осени. Посмотрите какая она красавица! (дети рассматривают картинки с изображением осени и слушают стихотворение)
Осень.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый –
Кленовый.
(В. Авдиенко)
- Ребята. Вспомните, когда мы осенью гуляли в городском парке у нас под ногами был жёлто-розовый коврик? (Да.)
- Мы с вами шли и слушали, как опавшие листья шуршат под ногами. Как листья шуршат? (Шр-шр-шр) .
-В этом году осень была очень тёплая, солнечная,яркая, разноцветная, мы много с вами гуляли на улице, правда, ребята? Но осень может быть и другой. Подскажите мне, какой? Правильно- пасмурной, холодной, дождливой.
А какие ещё могут быть приметы осени? Люди собирают урожай. Растут грибы. Птицы улетают в тёплые края. Осень красит листочки на деревьях в ярко жёлтые, красные цвета. Дует ветер и листочки летят и летят с деревьев. Такое явление называется листопад.
Посмотрите, на наше ласковое Солнышко, и помогите мне, пожалуйста, одеть его в осенний наряд. Саша, Варя, Ирина, Арсений выберите, пожалуйста, из всех предметов что лежат на столе приметы осени и украсьте ими наше Солнышко. (дети выбирают резиновые сапоги, зонтик, осенние жёлто-красные листочки).
Молодцы, ребята быстро и главное правильно справились с заданием.
А после осени какое время года наступило?
Правильно. Сейчас у нас зима.
Тишина в лесу стоит, молодой снежок блестит.
И в избушке на опушке свет в окошечке горит.
Снег в наряд её одел, и на крыше шапкой сел.
Снежинки водят хоровод, И летят-летят вперёд…
Давайте вспомним, что мы увидели сегодня, когда шли в детский сад: сугробы, снег на дорогах, снег на деревьях, деревья без листьев, пасмурное небо. Всё это – признаки зимы.
Зима – очень красивое время года. Все деревья, дома, улицы стоят покрытые снегом. (Рассматривание картинки)
Снежинки летят, кружатся, сверкают, падают, ложатся на всё вокруг. Так и получается красивый снегопад.
Зимой очень холодно, морозно, дует холодный ветер, мы одеваем тёплые куртки, шапки, шарф, варежки, тёплые сапоги. Одеваемся тепло, чтоб не замёрзнуть.
А что ещё, как вы думаете, ребята, надо делать, чтоб мороз не щипал нам нос, не пробирался под курточку и в валенки? Не стоять на месте, двигаться, играть в снежки, кататься на санках.
А теперь, ребята, давайте оденем наше Солнышко в зимний наряд. (дети находят шапку, шарф, снежинки, варежки и наряжают солнышко).
Но вот зима и подходит к концу. Наступает весна. Какие вы знаете признаки весны?
Побежали ручейки. Сосульки звонко тают кап-кап. Такое явление называется капель. Из-под снега пробиваются первые цветы,набухают почки на деревьях. Прилетают перелётные птицы и вьют гнёзда. Просыпаются после зимней спячки звери в лесу. Солнышко наше улыбается. Светит ярче. Припекает жарче.
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
А теперь, ребята, давайте поможем Солнышку одеться в весенний наряд. (картинки перемешиваются, дети находят пробивающийся из-под снега цветок, яркую перелётную птичку, первые весенние листочки).
А после весны у нас наступает самое тёплое, самое любимое время года. Когда становится очень тепло, даже жарко. В воздухе порхают красивые, разноцветные бабочки. Много фруктов растёт. Мы с вами ходим на речку- купаемся, загораем. Когда это бывает? Летом. Кто, ребята, из вас любит лето?
— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
— Что еще подаришь мне?
— Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клены и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
Автор: В. Орлов
Ну, а теперь, Луиза, Вика помогут нам выбрать летний солнечный наряд. (все картинки перемешиваются и дети выбирают бабочек и цветочки).
Давайте с вами немного отдохнё м:
Физкультминутка. Раз, два!
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Дети, осеннее Солнышко одевалось второпях и всё сделало не так. Помогите Солнышку исправить ошибки. (На столе лежит Солнышко, одетое в зимнюю шапку, вокруг порхают бабочки, растут цветы. Вызываются 2-3 ребёнка, которые исправляют ошибки, одевая солнце в осенний наряд)
Ребята, а теперь у нас Солнышко примерило летний наряд и считает, что всё сделало правильно. Посмотрите внимательно, так ли то? (на Солнышке тёплый шарфик, летят осенние листочки, зонтик. Дети исправляют ошибки).
А я у вас хотела узнать, вот вы убрали зонтик, а может им и летом можно пользоваться, как вы думаете? Правильно, мы летом зонтиком спасаемся от дождя или от знойного солнца.
А теперь посмотрите внимательно, что у нас ещё подходит сразу нескольким сезонам. Резиновые сапоги мы носим и осенью, и весной, когда начинает таять снег и бегут ручьи. Варежки и тёплую шапку мы можем одеть и поздней осенью и ранней весной, когда становиться очень холодно.
Молодцы, ребята! Сегодня вы очень постарались, всё делали правильно, были очень внимательными, так, что мне не удалось вас запутать. Теперь, предлагаю игровую ситуацию «Я рисую настроение». Посмотрите, у каждого из вас есть по 3 карточки с изображением : солнца; тучи; солнца, спрятавшегося за тучу. Предлагаю выбрать:
Солнышко-если всё понравилось-было весело, интересно, хотелось улыбаться, смеяться;
Тучку- если было грустно, тоскливо, одиноко, ничего не хотелось делать
солнце, спрятавшееся за тучу- если настроение было не очень радостное и не очень грустное, то хотелось играть, а то хотелось спокойно посидеть, подумать о чем-то своём, поиграть во что-то другое, порисовать.
Нам пора прощаться. Солнышко желает вам всего хорошего и возвращается на своё место, чтобы каждое утро встречать вас, а вечером провожать своей доброй и ласковой улыбкой. До новых встреч!