Наталья Черемных
План-конспект образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром «Весна на полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект образовательной ситуации
по ознакомлению с окружающим миром
Тема «Весна на полянке»
Возрастная группа детей: Первая младшая группа
Цель: Развитие первичных представлений об особенностях природы в весенний период в городе Красноярске.
Задачи развития детей:
Публикация «План-конспект образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром „Весна на полянке“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Расширять элементарные представления детей о некоторых особенностях времени года (весна : солнышко греет, снег тает, появляются весенние цветы, травка, листья на деревьях).
Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой (радость, удивление) при восприятии природных объектов.
Развивать обследовательские действия, развивать умение выделять цвет как особый признак предметов.
Закреплять количественные представления детей: (один - много)
Развивать умение создавать несложное изображение в лепке, используя способы: отщипывание, налеп.
Развивать мелкую моторику пальцев рук ребенка, их тактильных ощущений.
Развивать у детей навыки общения со взрослым и сверстниками.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность
Восприятие художественного слова
Двигательная деятельность
Изобразительная деятельность (лепка)
Формы работы:
Непосредственное эмоциональное общение со взрослым
Совместная игра
Проблемно-игровая ситуация
Динамическая пауза
Планируемый результат :
Проявляет активность и интересуется объектами ближайшего природного окружения, замечает явления природы.
По показу воспитателя обследует объекты природы, использует разнообразные обследовательские действия самостоятельно.
Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами.
Начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями для обозначения цвета.
Перечень оборудования и используемых материалов:
1. Оборудование: дощечки для работы с пластилином, салфетки, «Сенсорный бассейн», тактильный коврик «Травка».
2. Материалы: игровые пособия «Солнышко», «Подбери лепесток», «Цветные следочки», рисунок дерева, игрушка-заяц, пластилин, ватман формата А3.
Перечень методической литературы:
1."Кроха" Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. Авторский коллектив: сотрудники факультета дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г. Г. Григорьевой. Научный редактор Г. Г. Григорьева.
2. "Цветные ладошки" Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет под редакцией Лыковой И. А.
Ход занятия:
Этапы Содержание
Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная
деятельность детей Комментарии
Мотивационно-побудительный этап Воспитатель создает ситуацию заинтересованности, обращая внимание детей на раздающийся плач. Предлагает посмотреть, кто и где плачет.
Создание проблемной ситуации. Имитируя беседу с зайчиком, передает детям его слова: «Зайчику грустно, он расстроен. В лес еще весна не пришла, потому что солнышко не проснулось и не греет. Как мы можем помочь зайчику?». В ходе совместного обсуждения выслушивает предположения детей, обобщает: «Поможем зайчику разбудить солнышко. Надо найти солнышко». Дети в процессе поиска концентрируют свое внимание и настраиваются на деятельность. В итоге обнаруживают плачущего зайчика.
В процессе беседы с зайчиком дети обсуждают имеющуюся информацию, активизируя свои знания, ищут путь решения проблемы.
Дети, свободно перемещаясь в игровом пространстве, ищут солнышко. Зайчик, как игровой персонаж, направляет детей, помогая найти солнышко.
Воспитатель никак не комментирует действия детей, не расположенных в данный момент к совместной деятельности. Дети продолжают заниматься своей деятельностью и присоединяются по мере возникновения интереса.
Если дети затрудняются выразить готовность помочь зайчику, воспитатель, используя собственный пример, побуждает детей к действию.
Основной
этап
Дети с воспитателем, подходя к игровому пособию «Солнышко» (см. Приложение 1, обнаруживают, что солнышко спит. В процессе совместного обсуждения делают обобщенный вывод: «Солнышко надо разбудить. Как мы его разбудим? Погладим солнышко, его лучики».
Воспитатель обращает внимание детей, что солнышко просыпается, радуется и улыбается. Предлагает детям улыбнуться друг другу. Подводит к заключению: «Солнышко проснулось и все вокруг на полянке стало изменяться».
Воспитатель сосредотачивает внимание детей: «Ребята, зайчик что-то увидел и зовет посмотреть нас вместе. Что же это?» Обсуждая совместно с детьми, выслушивая их предположения, воспитатель обобщает: «Из-под снега появляются первые весенние цветы. Какие разные цветы растут на полянке!» Рассматривают все вместе, какого цвета у каждого из детей цветок. «А чего не хватает у цветка?» Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает: «У каждого цветка не хватает лепестка».
Воспитатель подытоживает полученный результат: «Зайчику понравились наши цветочки, они красивые и разные по цвету! Ребята, солнышко согрело все в лесу. Вы заметили, что еще изменилось на полянке? А зайчик увидел, что первая травка появилась на полянке. Какая она маленькая, нежная. Наши цветочки поместим на полянку. А вот и лесная тропинка! Зайчик предлагает посмотреть куда лесная тропинка ведет.
Ребята, вот это да! Зайчик привел нас на другую полянку. Что мы видим на полянке? А чего не хватает на дереве?» Воспитатель выслушивает предположения детей, «на равных» обсуждает с детьми ситуацию, делает обобщение: «На дереве не хватает листочков. Что можно сделать? А ты как думаешь, зайчик?». Воспитатель отщипывает небольшой кусочек пластилина, методом «налепа» придавливает пластилин на веточку дерева. Обращается к детям : «Солнышко пригрело, и вот распустился маленький зеленый листок. Сколько листочков на дереве? Ребята, а вы хотите сделать такие листочки?»
В завершении работы воспитатель рассматривает с детьми получившееся дерево и подытоживает: «Вот какое весеннее дерево у нас получилось! Сколько листочков на дереве? Какого они цвета?» Дети самостоятельно исследуют на ощупь игровое пособие. В ходе игрового упражнения дети обогащают свой тактильный опыт, развивают навык выражать и проявлять свои эмоции.
Дети подходят к игровому пособию «Сенсорный бассейн» (см. Приложение 2).
В ходе игрового упражнения «Найди цветочек» (см. Приложение 3) дети находят в сенсорном бассейне весенние цветы, тактильно их исследуют, называют цвет. Дети обнаруживают, что на цветке не хватает лепестка. Выполняют игровое упражнение «Подбери лепесток» (см. Приложение 4).
В ходе затруднения выполнения задания, игровой персонаж Зайчик предлагает свои способы.
Дети, самостоятельно исследуя игровое пространство, выясняют, что еще изменилось на полянке.
Дети исследуют игровой тактильный коврик «Травка» (см. Приложение 5).
Дети в процессе динамической паузы «Пройди по тропинке» (см. Приложение 6) выполняют двигательные упражнения совместно с воспитателем. Находят дерево (рисунок, выполненный на ватмане).
Дети рассматривают дерево, исследуют приготовленный материал. В ходе изобразительной деятельности дети методом «налепа» изготавливают листья на дерево.
При необходимости воспитатель оказывает помощь в составлении цветка (посредством игрового персонажа).
Оценка результата деятельности детей осуществляется от имени игрового персонажа.
Воспитатель создает ситуацию самостоятельного поиска
Воспитатель дозирует помощь детям. Если детей смущает новизна обстановки, но они владеют данным способом, педагогу достаточно посоветовать вспомнить, как ребенок действовал в аналогичной ситуации.
Если дети затрудняются, зайчик обобщает полученный результат (сначала был один листок зеленого цвета, потом стало много листьев зеленого цвета).
Рефлексивный
этап
Воспитатель обращается к детям : «Зайчику очень понравилось наше деревце, как вы думаете почему?» Выслушивает предположения детей. Воспитатель вместе с детьми помещает дерево на полянку : «Вот какая весенняя полянка у нас получилась! И зайчика посадим рядышком. Ребята, зайчик больше не грустит, радуется и приглашает вас поиграть вместе на полянке». Дети пробуют высказывать свое отношение к полученному результату.
Дети рассматривают весеннюю полянку, совместно с воспитателем называют для зайчика те изменения, которые произошли на полянке.
Дети самостоятельно продолжают играть на созданной в ходе занятия полянке. Воспитатель помогает затрудняющимся детям.
Дети, пожелавшие переключиться на другой вид деятельности, свободно перемещаются в другую игровую зону.