Ольга Коритич
План-конспект образовательной деятельности «Дымковская игрушка»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе.
Тема: «Дымковская игрушка»
Задачи:
1) Формировать умение участвовать в беседе, аргументируя свои высказывания. (Коммуникация»)
2) Способствовать развитию умения выполнять правила игры, участвовать в постановке праздника, выполняя определенную роль. (Социализация»)
Публикация «План-конспект образовательной деятельности „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
3) Формировать представления о народных традициях, промыслах, классифицировать предметы по нескольким признакам. (Познание)
4) Закреплять знания об особенностях глины,формировать умение выделять выразительные средства дымковской игрушки (цвет, узор, форму, рисовать элементы дымковской росписи (Художественное творчество)
5) Формировать интерес к народной музыке, умение выполнять танцевальные движения под музыку. (Музыка)
Методы и приемы: - практические: показ приемов работы, экскурсия.
- наглядные: демонстрация наборов иллюстративного материала по декоративному искусству, дымковской игрушки, видеоматериал «Гончарное искусство
- словесные: беседа, вопросы к детям, художественное слово.
Материалы и оборудование: дымковская игрушка, гуашь, кисти, палитра, глина,стеки, подставка, мел с добавлением ПВА, наборы иллюстративного материала по нар. дек. -прикладному искусству.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Народные подвижные игры,
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные)
Продуктивная Изготовление макета Веселая карусель», деятельность в изостудии,
Познавательно-исследовательская Экскурсия в краеведческий музей по теме «Волшебная глина», дидактические игры: «Какая игрушка лишняя?», «Укрась дымковскую барышню»
Коммуникативная Беседы, вопросы.
Музыкально-художественная Подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале: слушание русских народных песен: «Как у наших у ворот», «Во поле береза стояла», «Коробейники».
Чтение художественной литературы (восприятие) Разучивание стихотворений о дымковской игрушке
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Познание:
Экскурсия в музей с целью ознакомления детей с историей возникновения дымковской игрушки.
1. Рассказ экскурсовода «Волшебная глина»
Познавательно- исследовательская:
2. показ видеофильма «Гончарное исскуство»
3. Приглашает детей посетить ярмарку вместе с героями рассказа.
Познавательно-исследовательская, художественное творчество:
Дидактическая игра «Третий лишний»
Задача: выделить из трех глиняных игрушек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.
«Укрась дымковскую барышню»
Задача: из набора вырезанных элементов дымковской росписи выбрать и разложить их на силуэте барышни в соответствии с цветовой гаммой.
НОД «Дымковские игрушки»
Познавательно – исследовательская:
Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством,расширить представление о народной игрушке.
Коммуникативная:
Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Продуктивная:
Развивать желание лепить игрушку своими руками в соответствии с традициями дымковских мастеров.
Материалы: дымковские игрушки, иллюстративный материал.
1. Рассказ воспитателя о дымковском промысле.
2. Предложить детям рассмотреть и потрогать дымковские игрушки и поиграть с ними, обратить внимание на выразительность пластических форм, колорит росписи, сочетание красок.
3. Беседа. Вопросы к детям:
- Какая игрушка вам понравилась больше и почему?
- О чем может рассказать нам дымковская игрушка?
4. – Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?
5. Практическая деятельность.
Педагог показывает большую дымковскую уточку. Уточняет знания детей о форме частей тела, последовательности лепки (сначала делают туловище, затем вытягивают голову, затем лепят подставку, смачивают и хорошо примазывают глиной места скрепления.) Предлагает слепить маленьких утят для мамы- уточки.
Продуктивная:
Воспитатель напоминает детям сказку о гончаре и подводит их к решению о дальнейшем обжиге и росписи изделий Педагог предлагает детям украсить узорами дымковскую игрушку, используя для этого кисть, печатку – тычок и гуашевые краски, обращает внимание на то, чтобы на обоих крыльях уточки узор был одинаковым.
Создание в уголке изодеятельности выставки «Дымковская игрушка»,подбор иллюстративного материала, образцов.
Чтение художественной литературы:
1Разучивание стихотворений о дымковской игрушке :
«Посмотри, как хороша, эта девица-душа:щечки алые горят, удивительный наряд!»
«Конь домчит до карусели,
На седло вскочил Емеля, влез, встал, засвистал, засвистал и поскакал»
«Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока».
«Хороша игрушка расписная,
Вся поет бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая ставшего искусством ремесла».
Музыка:
Слушание р-н песен:
«Во поле береза стояла», «На горе – то калина».
Двигательная:
Народные подвижные игры «Гори – гори ясно», «Ручеек».
НОД в изостудии: «Рисование дымковских узоров»
Познавательно – исследовательская:
Расширить знания о символике дымковских узоров, особенностях дымковской игрушки.
Продуктивная: познакомить с изготовлением из скрученной бумаги печатки – тычка. Формировать умение рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки – тычка и кисти. Развивать чувство цвета при составлении узора.
Чтение художественной литературы:
Знакомить со стихами о дымковской игрушке.
1. Педагог предлагает детям силуэты дымковских игрушек из бумаги и спрашивает детей, какими элементами они украшаются
2. Педагог оказывает детям необходимую помощь.
4. Составление панорамы «Дымковская деревня»
Праздник «Веселая ярмарка»
Музыка: русская народная мелодия «Как у наших у ворот»
Ведущий читает стихотворение о русском промысле в Вятке
Проводятся игры: «Перетягивание каната»
«Карусель»
Воспитатель вносит бубен, приглашает детей на пляску:
«Песни, пляски, хороводы никогда не выходят из моды. Развеселый вышел пляс здесь на празднике у нас».
Знакомятся с процессом приготовления глины, способами лепки, этапами подготовки глиняного изделия к росписи.
Дети просматривают видеосюжет, обмениваются впечатлениями.
Выбирают из предложенного материала дымковскую игрушку, аргументируют свой выбор.
Выбирают вырезанные элементы, классифицируют их по цвету и украшают бумажный силуэт.
Слушают рассказ воспитателя, рассматривают иллюстративный материал.
Слушают рассказ воспитателя, рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.
Отвечают на вопросы, высказывая свое мнение.
Рассказывают о способе лепки, почему именно пластический способ подходит больше всего, почему лучше слепить подставку, а не лапы, лепят утят, добавляя детали по желанию.
Вместе с воспитателем участвуют в обжиге игрушек
и самостоятельно расписывают их.
Принимают участие в создании и классификации образцов.
Дети учат стихи к празднику.
Дети слушают, обсуждают с педагогом содержание.
Играют в народные подвижные игры под руководством воспитателя и самостоятельно.
Дети отвечают, называя элементы дымковской росписи (круг, ромб, волнистые линии) ,называют, что они обозначают.
Украшают силуэты игрушек.
Прикрепляют силуэты на мольберт, создавая общую композицию.
Дети исполняют пляску с ложками.
Дети входят с дымковскими игрушками и рассказывают про свои игрушки,затем ставят их под березу и водят хоровод.
Дети исполняют русскую пляску. Проявляют интерес к народному творчеству, желание сделать из глины игрушку, заинтересованы в продолжении рассказа о встрече героя с дымковской игрушкой.
Сформированность понятия об отличительных особенностях дымковской игрушки.
Формируется цветовосприятие, эстетический вкус.
Испытывает уважение к труду народных мастеров,
Самостоятелен в выборе способа лепки, владеет знаниями о последовательности создания дымковской игрушки и ее значении.
Могут аргументировать свои высказывания.
Приучаются самостоятельно доводить работу до конца, знают об этапах изготовления дымковской игрушки.
Активен в преобразовании предметной среды
Заинтересованы в уточнении и расширении знаний о дымковской игрушке
Активен в подготовке общего мероприятия.
Интересуются русскими народными традициями, любит свою Родину.
Проявляют интерес к народным играм, праздникам.
Самостоятельность в выборе узора, сформированность
формообразующих движений.
Сформированность знаний о символике народной росписи
Формируется чувство ритма и цвета.
Формируется чувство перспективы.
Формирование чувства гордости за свой край.
Эмоциональный подъем.
Радостное чувство от проведенного праздника, привитие народных традиций.