Аноним
План-конспект НОД по экспериментальной деятельности «Тонет — плавает» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. расширять представления детей о плавающих и тонущих в воде предметах с помощью экспериментальных действий;
2. формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования;
3. активизировать речевую деятельность детей, развивать способность рассуждать и делать выводы;
4. развивать у воспитанников навыки продуктивной деятельности : мастерить кораблик из скорлупы ореха;
Публикация «План-конспект НОД по экспериментальной деятельности „Тонет — плавает“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Средняя группа
- Темочки
5. воспитывать интерес к художественной литературе; умение внимательно слушать, не перебивать товарища.
Методические приемы: художественное слово, игровой прием, вопросы, эксперимент, показ, практические действия детей, оценка работ.
Материал: коробка, бумажные кораблики, таз с водой, банки с водой, скорлупа орехов, зубочистки, парус, флажки, пластилин, тарелочки, деревянные палочки, пенопласт, пробки, крышки и др.
Предварительная работа: чтение сказки «Кораблик» В. Г. Сутеева, изготовление лодочки из бумаги.
Ход мероприятия.
Воспитатель обращается к детям:
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла на работу, а на столе лежит коробка. Хотите узнать, что в ней лежит. Давайте ее откроем и посмотрим. Здесь письмо от Почемучки.
(достает письмо, в котором написано, что Почемучка приглашает детей в путешествие по реке).
Воспитатель: На чем можно совершить путешествие по реке? (ответы детей). Правильно, чтобы отправиться в путешествие по реке, надо построить кораблики. Ребята, я вижу в коробке бумажные кораблики. Наверное, Почемучка нам их приготовила.
(показывает детям кораблик, изготовленный из бумаги)
Воспитатель: Дети, скажите, можно отправиться в плавание на таком кораблике? (ответы детей)
Почему нельзя? (ответы детей). Давайте проверим, так ли это. Опустим его на воду и посмотрим, что с ним произойдет.
(проводят опыт)
Воспитатель: Что произошло с бумажным корабликом? (ответы детей). Он держится на воде и плывет. Давайте оставим его на воде.
Обращает внимание детей на предметы, лежащие в коробке.
Воспитатель: Ребята, смотрите, в коробке еще много разных предметов. Может, из них нам построить кораблики? (ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать прежде, чем построить кораблик? (ответы детей). Правильно, нужно узнать, какие предметы могут плавать, а какие – тонут.
Воспитатель: Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент.
(на столе стоят емкости с водой и предметы, отличающиеся по свойствам).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, из каких материалов нельзя построить кораблик? (предположения, ответы детей). Давайте поверим.
( дети опускают на воду различные предметы и материалы: камень, магнит, пробка, ракушка, поролон, пенопласт, деревянные палочки, пластилин и др.).
Эксперимент сопровождается вопросами педагога: «Почему тонет?» (тяжелый); «Почему держится на воде, плывет?» (легкий); «Пригоден для постройки кораблика?» и т. п.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть скорлупки от орехов, давайте их испытаем.
(дети совместно с педагогом приходят к выводу, что скорлупки от грецких орехов легкие, не тонут, могут стать материалом для изготовления корабликов).
Воспитатель: Посмотрите, как я буду делать кораблик. (сопровождает показ деятельности объяснением). Беру маленький кусочек пластилина – «горошинку», закрепляю ее на дно скорлупки, втыкаю зубочистку с парусом и флажком. Вот кораблик и готов!
(по приглашению педагога дети садятся за столы и мастерят свои кораблики).
Воспитатель: Посмотрите, какие отличные кораблики у вас получились. Давайте отправим их в плавание.
(подходят к тазу с водой, где был бумажный кораблик).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с бумажным корабликом? (ответы детей) Правильно, он размок и утонул. Можно ли на бумажном кораблике отправиться в путешествие? Почему? (ответы детей). Что ж, хорошо, что мы смастерили другие кораблики, опускайте их на воду.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Воспитатель: Почему поплыли наши кораблики из скорлупы? (ответы детей). Правильно, они легкие, прочные, скорлупа не тонет. Ребята, вспомните наши эксперименты и назовите другие материалы, из которых можно построить кораблики. (дети называют пенопласт, дерево, пробки).
Воспитатель: Дома, вместе с родителями, вы можете построить корабли из других материалов и принести их в детский сад. Мы проверим, поплывут ли они и напишем Почемучке, что готовы с ней путешествовать по реке.