Елена Тимошенко
План работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы на 2019–2020 год
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Публикация «План работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы на 2019–2020 год» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре
Ведущими целями работы являются :
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию;
- ознакомление с явлениями и объектами окружающего мира;
- развитие словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.);
- приучать планировать работу и доводить ее до положительного результата;
Сентябрь
ОЭД. «Как увидеть воздух»
Цель: познакомить детей понятием воздух, некоторыми свойствами и ролью в жизни человека.
ОЭД. «Окрашивание воды».
Цель: выявить свойства воды. Вода может быть теплой и холодной. Вода прозрачная, но может иметь окраску. В воде растворяются вещества.
О. Э. Д. «Где вода?»
Цель: определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
О. Э. Д. «Что такое ветер?
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.
Октябрь
О. Э. Д. «Когда это бывает?»
Цель: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
Игра – эксперимент. «Свет вокруг нас».
Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение.
О. Э. Д. «Волшебные лучики»
Цель: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
О. Э. Д. «Какие предметы могут плавать?»
Цель: дать представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предметов, а от тяжести.
Ноябрь
Экспериментальная деятельность
Игра - эксперимент. «Волшебная рукавичка»
Цель: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.
О. Э. Д. «Угадай-ка»
Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
Занятие-исследование. «Есть в группе пыль и
чем она опасна?
Цель: дать детям понятие, чем опасна пыль в помещении, что нужно делать для того, чтобы ее не было.
Игра - «Мы фокусники».
Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Декабрь
Экспериментальная деятельность
О. Э. Д. «Какого цвета снег?»
Цель: дать понятие о том, что снег, набранный в разных местах (около проезжей части дороги и на участке д/с) разные по цвету. Почему?
Игра - «Надувание мыльных пузырей»
Цель: научить пускать мыльные пузыри. Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Игра – эксперимент «Ветер по морю гуляет»
Цель: обнаружить воздух.
Игра – «Угадай-ка(2)
Цель: понять зависимость веса предмета от материала.
Январь
Экспериментальная деятельность
Игра - эксперимент «Воздух невидимка».
Цель: закрепить знания детей о том, что такое воздух, о некоторых свойствах, роли в жизни человека.
О. Э. Д. «Что в коробочке?».
Цель: познакомить со значением света, с источником света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Игра –эксперимент «Волшебная кисточка»
Цель; познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух (красного-желтого, синего и желтого).
О. Э. Д. «Какие предметы могут плавать?»
Цель: дать представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, от тяжести.
Февраль
Развивающая игра «Хорошо – плохо»
Цель: закреплять знания о значении чистой окружающей среды.
О. Э. Д. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с двумя состояниями воды – жидкий и твердый. Выявлять свойства и качества воды; превращается в лед, замерзает на холоде, принимает форму емкости.
Занятие исследовательское.
Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (твердым и жидким, выявить свойства воды чем выше температура, тем, в ней быстрее тает снег.
Игра «Что звучит?»
Цель: научить определять предметы по звучанию.
Март
Экспериментальная деятельность
Занятие – исследование.
«Освобождение бусинок из ледяного плена».
Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле; развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
О. Э. Д. «Откуда берется голос».
Цель: провести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Словесная игра «Узнай по голосу».
Цель:узнать по голосу».
Цель: узнать друг друга по голосу.
Игра -«Подарок Мойдодыра».
Цель: познакомить со свойствами мыла, для чего люди используют мыло.
Апрель
Экспериментальная деятельность
Занятие «Теплая капелька или колобку умыться».
Цель: познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность.
Игра- эксперимент «Умный нос».
Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.
Игра –эксперимент «Язычок помощник»
Цель: познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.
Игра – эксперимент «Бумажные комочки».
Цель: познакомить со свойствами бумаги, скатывание из бумаги комочков.
Май
Экспериментальная деятельность
О. Э. Д. «Стекло, его качества и свойства.
Цель: узнать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость)
О. Э. Д. «Узнай предмет из резины».
Цель: узнать вещи резины, определить ее качества и свойства.
О. Э. Д. «Узнай предметы из пластмассы».
Цель: узнать предметы из пластмассы, определить ее качества и свойства.
О. Э. Д. «Способность отражать предметы».
Цель6 показать, что вода отражает окружающие предметы.
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. - 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
7. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.
Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности предметная среда была дополнена приборами и оборудованием:
1. Лупы, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева, камешки разных размеров, ракушки и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.).
4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт.