Людмила Данилочева
План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы «Сочиняем стихи сами»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
Задачи:
1) «Познавательное развитие» :
-формирование познавательных действий;
-формирование первичных представлений о строении стихов
2) «Социально-коммуникативное развитие» :
- формирование позитивной установки к познавательно-речевому творчеству
3) «Речевое развитие» :
-понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
-обогащение активного словаря: рифма, ритм, смысл
Методы и приемы:
- практические:
Публикация «План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы „Сочиняем стихи сами“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
игра «Подбери рифму»; игра «Прохлопай стихотворение».
- наглядные:
моделирование понятия «ритм»;
- словесные:
чтение стихов и небылиц; беседа; сочинение 2-й строчки стихов
Материалы и оборудование:
- рисунки с надписями «рифма», «смысл», «ритм».
- 16 кругов, наборное полотно
1. Мотивация.
Воспитатель: Послушайте внимательно.
- Зима недаром злится, прошла её пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора. \Ф. Тютчев \
- Ель растёт перед дворцом,
А под ней – хрустальный дом.
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая. А. Пушкин \
- Что я вам читала?
Дети: Стихи.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это стихи?
Дети: Слова подходят друг другу.
Воспитатель: Я сейчас ещё раз буду читать эти же стихи, а вы ищите слова, которые подходят друг другу.
Дети: Злится – стучится, пора – двора.
2. Сбор информации.
Воспитатель: К нам сегодня в гости кто-то придёт. Кто это?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: А вы знаете, как Незнайка сочинял стихи?
Чтение отрывка из книги Н. Носова «Приключения Незнайки» \с придумыванием рифмы/.
Воспитатель: А вы умеете сочинять стихи. Что для этого надо?
Выставить рисунок «рифма», записать гипотезы
Воспитатель: Какие стихи он сочинил? Кто помнит? Это были хорошие стихи?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему они были не очень хорошие? Дети: Его не научили.
Воспитатель: Да, надо знать, как устроены стихи. Послушайте ещё одно стихотворение :
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Деревня закричала: «Мужики горят!».
Сарафаны с бабами на пожар спешат.
- Понятно ли оно? Почему такое получилось стихотворение?
Дети: Поэт хотел, чтобы детям понравилось, было смешно.
Воспитатель: В стихотворении нет смысла, а должна быть не только рифма, но и смысл.
Выставить рисунок «смысл»
3. Применение.
Воспитатель: Давайте поучимся подбирать рифму.
Предложить для рифмования слова: ромашка, волчок.
Дети говорят рифмы и встают.
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько слов мы нашли.
- Но кроме рифмы и смысла в стихах есть ещё что-то, что отличает прозу от стихов. Вот послушайте стихи А. Барто:
-Идёт бычок качается, Идёт бычок чуть-чуть качается,
Вздыхает на ходу. Вздыхает и думает на ходу
Ой, доска кончается, Ой, вдруг доска кончается,
Сейчас я упаду. Возможно, сейчас я упаду.
Воспитатель: Когда стихотворение не получилось?
Дети: Второй раз. Там много лишних слов.
Воспитатель: Давайте попробуем прохлопать стихотворение «Наша Таня» А. Барто.
Дети отхлопывают, а воспитатель в это время откладывает на наборном полотне круги.
Воспитатель: Давайте посчитаем количество кружков в каждой из строчек. Одинаковое количество в каждой строчке - по четыре.
- А сейчас давайте прохлопаем отрывок «Ель растёт перед дворцом…».
Так же одинаковое количество кругов в строчках - по четыре.
- Значит, что нужно для того, чтобы получились стихи?
Дети: Чтобы было ритмично.
Вывесить рисунок «ритм»
Воспитатель: Именно ритм делает стихотворение складным, красивым. Ритм – это порядок. Ритмично маршируют солдаты, ритмично идут часы, ритмично бьётся сердце. Так и стихи. Они складные, слова в каждой строке расположены не просто как-нибудь, а по порядку. Переставьте в строке слова или вставьте лишние – и ритм пропадёт, пропадёт красота. Именно в ритме состоит главная разница между прозой и стихами.
Физкультурная минутка.
Открыли всё мы по порядку,
Теперь всех приглашаю на зарядку.
Глазками мы – миг- миг,
Плечиками – чик-чик.
Влево, вправо поворот,
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись.
Покружились, повернулись
И друг другу улыбнулись.
Мелкие шажки – раз, два, три!
Лёгкие прыжки – раз, два, три!
Вот и вся зарядка – раз, два, три!
Мягкая посадка – раз, два, три!
Воспитатель: Значит, что нужно для того, чтобы получились стихи?
Дети: Рифма, смысл, ритм.
Воспитатель: Вы хотите быть поэтами лучше, чем Незнайка? Я буду давать 1-ю строчку, а вы придумывать 2-ю:
- Что ты хочешь, кошечка?
Дети: (Молочка немножечко, полежать в лукошечке).
Воспитатель: Продолжим сочинять про кошечку.
- Что ты ходишь грустная?
Дети: (Что ты хочешь вкусное? Колбаса невкусная)
Постоянно предлагать детям помогать себе для проверки прохлопывать строчки – есть ритм или нет
Прочитать все 4 строчки. Похвалить за стихотворение.
Вывод: Что нам нужно знать, чтобы сочинять стихи?
Вернуться к гипотезам детей, вспомнить о чём узнали.
Воспитатель: Ребята, Незнайка что-то хочет нам сказать. Он благодарит вас за всё и желает вам успехов в творчестве. А ещё он хочет подарить вам книгу стихов. Давайте поблагодарим Незнайку.
Домашнее задание: Попробовать сочинять стихи по первой строчке :
«Зайка, зайка, где бывал?»
Сделать рисунок к своему стихотворению.