людмила чепенко
«Осень». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по окружающему миру для детей старшей группы по лексической теме : «Осень».
воспитатель МАДОУ "Цветок Уренгоя"
Чепенко Людмила Григорьевна
Программные задачи:
Уточнить и обобщить знания детей об осени, приметах осени, учить связывать явления живой и не живой природы.
Познакомить с лесотундрой нашего края в осенний период времени. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Публикация «„Осень“, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал:
- листочки (зеленого, оранжевого, желтого, красного цветов) сделанные из картона;
- иллюстрации пейзажей леса и лесотундры;
- карточки с изображением признаков различных времен года;
- игрушки или иллюстрации медведя и зайца;
- листы, кисточки и краски для рисования.
Ход занятия.
Игра «Листопад» (На столе в групповой комнате лежат листочки, сделанные из бумаги, воспитатель предлагает детям взять по 2 листочка.
Мы листочки осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-вправо)
На веточках сидели (присели)
Дунул ветерок (подуть на листочки)
И мы полетели (Круговые вращения вокруг себя)
Мы летели, мы летели (медленно приседать)
И на землю тихо сели (присесть на корточки, листики опустить на пол).
- Ребята, чем мы сейчас с вами были в нашей игре?
- Осенними листочками.
- Какого цвета у Вас были листочки?
- желтые, оранжевые, красные, зеленые.
- В какое время года листья приобретают такую яркую, красивую окраску?
- Осенью.
- А как называется природное явление когда, листочки падают с дерева, медленно кружась в воздухе?
- Листопад.
- Какие еще признаки осени Вы знаете? Назовите их.
- Пасмурное небо, холодная погода, дует холодный ветер. С листьев падают листья, трава и цветы вянут, птицы улетают в теплые края, животные готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, в лесу собирают грибы и ягоды.
- Верно ребята, а сейчас, я Вам предлагаю поиграть в игру «Будь внимательным»(дидактическая игра). Прослушайте внимательно стихотворение об осени, постарайтесь запомнить все признаки осени, чтобы Вы смогли отобрать правильные картинки.
Что такое осень?
У кого мы спросим?
Осень тучи, лужи и дожди,
Слякоть, непогода,
Ждет зимы природа,
И тепла от солнца
Ты уже не жди.
Осень – это листьев
Чудо – разноцветье,
Нити паутинок, хризантем цветенье.
Осень – это птицы к югу полетели.
Это листопада плавное круженье.
Осень с урожаем овощей и фруктов.
С теплою одеждой, крышей из зонтов,
С вянущей травою, спячкою медведя.
С множеством запасов средь пустых лесов.
Осень – это шубка теплая у зайца,
Нет уж насекомых,
Спрятались они.
Первый снег и стужа,
Первый лед на лужах,
Ночи все длиннее и короче дни.
(На столе разложены картинки с изображениями признаков явлений природы различных времен года, дети отбирают только те, которые соответствуют осени).
- Ребята, я вам хочу предложить отправиться в путешествие по лесу нашего края – Лесотундра. Вспомните, что растет в лесу?
- Деревья, кустарники, ягоды, грибы, трава.
- Правильно, но прежде чем мы отправимся в путешествие, мы поиграем.
Физминутка. Игра «м\п «Дерево, куст, трава»
Воспитатель говорит "Дерево", игроки встают на цыпочки, тянуться руками вверх (показывая высоту дерева). Говорит "Куст", игроки в полуприсяде, руки на поясе (изображают куст). Говорит "Трава", игроки в полном приседе, руки на коленях (изображают траву). Воспитатель с детьми выполняют действия синхронно. После того, как дети запоминают обозначения дерева, куста, травы, воспитатель начинает их путать. Говорит "Дерево", а сам показывает исходное положение "травы" и т. д.
- Ребята возьмите, пожалуйста по одному осеннему листику, они помогут нам оказаться в нашем осеннем лесу. Покружитесь, скажите:
- Раз, два, три,
Осенний ветерок в лес нас унеси.
- И тихонько присядьте на стульчики (на мольбертах выставлены пейзажи осенней лесотундры).
- Вот мы с Вами и оказались в лесу нашей местности – лесотундре, посмотрите на эти пейзажи. Красив наш лес осенью. Какой он?
- Золотой, разноцветный, осенний, яркий т. д.
- Прислушайтесь, как хрустят ветки деревьев. К нам кто-то идет ( воспитатель берет игрушки: медведя и зайца, или их иллюстрации). Послушайте их разговор :
- Здравствуй медведь!
- Ты что по ночам делаешь?
- Я – то? Да ем.
- А днем?
- И днем ем.
- А утром?
- Тоже ем.
- Ну, а вечером?
- И вечером ем.
- А когда ты не ешь?
- Да когда сыт бываю.
- А когда ты сыт бываешь?
- Да никогда.
- Ребята, почему медведь так много ест, готовясь к зиме?
- Он накапливает жир, ведь зимой он спит и ничего не ест.
- Правильно. А кого мы можем встретить в нашем осеннем лесу?
- Оленя, зайца, волка, песца.
- И они все готовятся к зиме осенью. Скажите, а как животные готовятся к зиме?
- Готовят запасы: орешки, шишки, ягоды; много едят, накапливая жир, готовят свое жилище, относя туда запасы; меняют летнюю шубку на зимнюю.
- А почему они это делают?
- Потому, что растения увядают, исчезают ягоды, постепенно все покрывается снегом, на белом снегу не видно белой шубки и животным легко спрятаться и т. д.
- Верно. Мы погостили в осеннем лесу, но пора и в группу возвращаться. Давайте снова покружимся с осенними листочками и скажем волшебные слова.
- Вот мы и снова в нашей группе. О чем мы говорили сегодня с Вами?
- Вам понравилось наше путешествие в осенний лес?
- Понравилось.
- Я Вам предлагаю взять листы и краски, и нарисовать свой осенний лес. Я думаю, у Вас получатся замечательные рисунки.